Чем можно заняться с 3 месячным ребенком

Чем можно заняться с 3 месячным ребенком

Первый год для любого малыша, девочка это или мальчик, отличается стремительным развитием. Третий месяц для грудничка – особенное время: колики сошли на «нет», поэтому условия для сна и бодрствования улучшились, малыш научился себя развлекать и занимать непродолжительный период времени. Поэтому у большинства родителей возникает закономерный вопрос: как развивать ребенка в 3 месяца дома, стоит ли его чему-то обучать или как с ним можно поиграть для пользы и здоровья.

Малыш в 3 месяца

Нормы развития

Три месяца – момент, когда каждый родитель замечает, что кроха улыбается в ответ, издает смешные звуки, понимает речь мамы и пытается всегда радостно отреагировать на ее улыбку, протягивая свои ручки. Большинство взрослых сразу начинает чему-то учить кроху, отчетливо выговаривать ему все слова, читает о том, как в домашних условиях развивать малыша в 3 месяца.

Важно! Прежде всего, следует обратить внимание на то, как должен развиваться трехмесячный малыш, что является нормой, уже затем начинать с ним заниматься развитием, если в этом есть необходимость и с целью улучшить текущие показатели.

Малыш хорошо держит головку, устойчиво лежит на животике и может оттолкнуться от поверхности

Нормы развития ребенка

Категория Характеристики
Физиологические изменения • Хорошо развита подкожно-жировая ткань, зачастую отмечается наличие пухлых щечек.
• Мышечная система развивается сверху вниз. К этому периоду гипертонус рук проходит, поэтому ребенок начинает все пытаться взять, потрогать, потрясти.
• Угасание многих рефлексов. Должны отсутствовать поисковый, хоботковый и рефлекс Бабкина.
• Развитие пищеварительной системы. Малыш начинает съедать больше молока. Кроме него или смеси, не стоит ничего добавлять в рацион.
• Регулярный и однородный стул. На грудном вскармливании он может быть и 1 раз в 2-5 дней, и 5 раз на день.
Физическое развитие • Вес мальчиков – 5-8 кг, девочек – 4,5-7,5 кг.
• Рост мальчиков – 57,3-65,5 см, девочек – 55,6-57 см.
• Окружность головы мальчиков – 38,1-42,9 см, девочек – 37,1-42 см.
Другие умения • Лежа на животике, ребенок умеет хорошо держать головку. На спине начинает поворачиваться на бочок.
• Зрение: ребенок долго изучает предметы, особенно выделяя те, которые движутся быстрее остальных. Лежа на животике, чтобы лучше рассмотреть что-нибудь, он может приподняться на предплечья.
• Гулит долго и произносит не только гласные, но и добавляет к ним согласные звуки.
• Эмоциональность ребенка увеличивается, особенно реагирует радостно на маму. Любит пение взрослого, приятные мелодии игрушек. На то, что не нравится, реагирует резким и громким плачем.
• «Пробует» мир на вкус, особенно свои пальчики и кулачки.

Развивающие занятия

Чем заняться с ребенком или как занять сразу двоих детей с небольшой разницей в возрасте, может рассказать Ольга Теплякова – эксперт по интеллектуальному развитию детей. В интернете в наличии и в свободном доступе множество ее занятий, рекомендаций и ответов на волнующие вопросы родителей.

Любые развивающие занятия изначально относятся к физическому и уходовому развитию за крохой. Поэтому прежде, чем переходить к интеллектуальным упражнениям, нужно быть уверенным, что физически малыш крепок.

Комплекс развивающих занятий:

  • Каждое утро выполнять гимнастику и зарядку. Для этого достаточно сгибать и разгибать ножки, ручки. Можно использовать фитбол: уложить ребенка на животик, держать за ножки и качать.
  • 2-3 раза в неделю делать массаж всего тела, начиная с поглаживаний, заканчивая легкими похлопываниями и расслаблением.
  • В 3 месяца начать вводить упражнения, способствующие переворотам малыша. Следует положить ребенка на спинку, ножку перекинуть через другую и попробовать простимулировать малыша к перевороту. Несколько упорных занятий, и он поймет, что к чему.
  • Чтобы малыш начал подниматься на предплечья и удерживать головку почаще, можно также тренировать его: укладывать на животик, рядом раскладывать в разных местах яркие игрушки. Он захочет их рассматривать, что заставит его приподняться. Это упражнение также улучшает мышечный корсет.
  • В руки крохе как можно чаще вкладывать погремушки, колокольчики. Он будет разглядывать их и звенеть. В детскую кроватку лучше всего повесить такие игрушки, чтобы он мог дотягиваться до них.
  • Показывать малышу отражение в зеркале, здороваться с ним.
  • Много петь с ребенком, произносить его имя, делать паузу, чтобы малыш отвечал гулением.
  • Развивать тактильную чувствительность необходимо предметами с разной поверхностью: твердые, шероховатые, мягкие образцы.
  • Во время прогулки, если малыш не спит, показывать ему природу, деревья, животных, птиц.
  • Слушать музыку разных стилей. В моменты бодрствования – активную, перед сном – спокойную. Очень хороша для таких целей классическая музыка.
  • На купание брать с собой яркие резиновые игрушки, шарики. Малыш будет пробовать их ловить.

Произношение звуков, восприятие имени

На третьем месяце ребенок уже понимает, что к нему обращаются, узнает свое имя. Также он остро реагирует на интонацию взрослого, который для него создает ощущение безопасности. Поэтому нужно всегда отслеживать, с какой эмоцией произносятся слова, ни в коем случае не кричать на малыша, тем более не делать ему физически больно.

При входе в комнату к ребенку взрослого малыш способен повернуться на звук и сосредоточить долгий взгляд на родителе. В ответ на слова мамы или папы он начинает вертеть ручками и взвизгивать. Этот момент педиатры называют «комплексным оживлением». Ребенок уже начинает выступать инициатором общения.

В его речи проскальзывают гулящие звуки гласных с согласными: «г..к..кхы..ма..ата..ама..и..ы..». Когда он испытывает особенную радость, можно услышать даже такие призвуки: «агу, бу, бум, бам, пль, пф, тль.»

Обратите внимание! Если не общаться с малышом, то он звуков не будет произносить долгое время. Поэтому речь будет несколько запаздывать.

Также в это время малыш начинает хихикать и громко смеяться.

Развитие координации

Когда у малыша хорошо развита координация, он впоследствии будет двигаться ловко, умело, у него будет правильной осанка.

Игры для развития координации с трехмесячным ребенком бывают статическими и динамическими.

Статические – те, с помощью которых малыш удерживает равновесие в определенной позе. Можно попробовать поднять ножки малыша, одновременно приговаривая «хоп-хоп», как бы «постукивая» имя в воздухе, затем на несколько секунду отпустить свои руки, чтобы малыш пробовал их удержать. Очень важно все делать в спокойном состоянии и медленном темпе.

Динамические – активные упражнения. Например, положить малыша на животик, к его ступням приставить свои ладони. Малыш будет пробовать отталкиваться ножками. Тем самым он обретает навык к ползанию.

Кроме этого, можно периодически укладывать малыша к себе на колени, гладить по спинке, по головке и напевать медленную песенку, одновременно покачивая.

Обратите внимание! Нельзя переусердствовать с такими занятиями. Если малыш устал или капризничает, сразу следует прекратить любого рода манипуляции, иначе ребенок впоследствии не захочет участвовать ни в каких играх.

Двигательные навыки

Малыш начинает дотягиваться до предметов и держать их в руках

В этот период движения крохи еще несовершенны и моментами хаотичны. Виной всему то, что гипертонус только начинает отступать. Родителям следует почаще заниматься с ним активными упражнениями. Например, выложить на животик, попробовать показать ему, к какой игрушке тянуться, затем помочь ему с переворотом. Малыш будет потряхивать ножками и ручками. Отслеживать реакцию крохи, важно его не испугать.

Также в 3 месяца малыш учится отталкиваться от одного бортика кроватки к другому. Это ему доставляет большое удовольствие.

Развитие слуха

Лучше всего в развитии слуха попросить участвовать всех членов семьи. Тогда малыш будет сразу слышать разные голоса и понимать, что одни и те же звуки звучат на разной высоте.

Комплекс упражнений:

  • Купить одну и ту же игрушку разных размеров, например, колокольчик. В процессе игры пробовать прозвенеть разными колокольчиками, показывая, из какого именно исходит звук.
  • Давать слушать классическую музыку. Какой бы сложной она ни казалась взрослому, малыш такие произведения усваивает быстро и позже начнет узнавать их с первых нот. Слушать в первое время не более 5 минут.
  • Можно начать петь колыбельные песни со словами.

Развитие зрения

В это время малыш начинает умело отслеживать движение предметов. Детские врачи рекомендуют усложнять задачу: относить игрушки на более дальние расстояния, увеличивать амплитуду движений. Так кругозор крохи будет расширяться.

Малыш умеет отслеживать движение предметов

Дополнительная информация. Если движения плавные, малыш научится медленно поворачивать голову. Можно попробовать играть в «прятки», но делать все медленно: поднести к лицу предмет, который закроет лицо, произнести «ку-ку», затем медленно убрать его с лица. Спустя время, можно будет увидеть, что малыш долгое время удерживает свои глаза на родителе, несмотря на то, что лицо его может быть спрятанным.

Занятия в отсутствие мамы

Как можно играть с ребенком в 3 месяца или чем занять, если маме нужно отлучиться – этот вопрос актуален среди многих родителей. Особенно, если малыш боится остаться один.

Варианты есть:

  • Включить мобиль над кроваткой. Это даст как минимум 15 минут свободного времени. Если покупка не по карману, его можно изготовить самим.
  • Уложить малыша на развивающий коврик. Плюс в том, что малыша можно класть, как на спинку, так и на животик. Обычно на коврике присутствует масса подвесок, игрушек разных текстур.
  • Включить аудиосказку, песенки. Малыш очень любит слышать разные мелодии. Необходимо лишь знать, какая музыка ему по душе.
  • Включить какие-нибудь музыкальные игрушки. Главное условие – игрушка должна быть безопасна для ребенка.

Виды игрушек

Многофункциональная погремушка поможет развитию сенсорики

Список игрушек:

  • Подвески в кроватку, на коврик,
  • Погремушки,
  • Мобили – однако они быстро надоедают,
  • Неваляшки,
  • Мягкие игрушки с микропузырьками внутри для развития сенсорики,
  • Зеркальце – играть с ним в присутствии взрослого,
  • Развивающий коврик, кубик,
  • Картинки, на которых чередуются черные и белые цвета.

Три месяца – это тот период, когда детское восприятие внешнего мира выходит на совершенно иной уровень. Поэтому все действия домашних, занятия для того, чтобы развить малыша, должны быть планомерными, как будто цель их – развлечь кроху. Если во время игры или занятия с 3 месячным ребенком возникает ощущение, что кроха устал, или он вовсе начинает плакать, значит, стоит повременить с этим. Всегда стоит напоминать себе, что важнее не развитый не по своему возрасту, но капризный ребенок, а наличие ровной гармоничной детской психики у малыша и его лучистая улыбка.

Видео

  • О магазине
  • Контакты
  • Задать вопрос

Упражнения и развивающие игры для ребенка первого года жизни

Комната, в которой находится новорожденный, должна быть светлой, стены желательно оклеить в яркие цветастые обои. Поскольку ребенок смотрит в основном на потолок, он тоже может быть цветным.

Над кроваткой подвешивают яркие крупные игрушки (на расстоянии не ниже 40-50 см от глаз ребенка). Это могут быть, например, разноцветные надувные шары, которые легко приводятся в движение.

После двух-трех месяцев необходимо периодически сменять игрушки, но их не должно быть одновременно более трех-четырех.

С трех-пяти месяцев дети начинают обращать внимание на форму и цвет предметов, поэтому подвешивайте разнообразные игрушки не только по цвету, но и по форме. И в этом возрасте подвешивать игрушки следует на расстоянии вытянутых рук, чтобы ребенок мог легко схватить и ощупать их.

Когда ребенок начинает ползать и ходить, родители пытаются избавлять ребенка от любой опасности, убрав все с его пути.

Таким образом, они практически создают вакуум вокруг своего ребенка. В то время как ребенку необходимо постоянно расширять и обогащать свои тактильные ощущения. Поэтому нужно предлагать ему предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает прежметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.

Конечно, нужно убрать предметы, которые ребенок может схватить и пораниться ими: все бьющееся, все хрупкое и ценное, все, что ребенок может взять в рот (пуговицы, таблетки, скрепки и т.п.).

Упражнения для развития способности ребенка удерживать голову

В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.

Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка.

  1. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.
  2. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую — под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения.
  3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище.
  4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками.
  5. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову.
  6. Вы так же удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги.
  7. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение. Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребенку выполнять необходимые движения.

Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни

Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка — основное условие развития восприятия окружающего мира.

Основная задача сенсомоторного развития — помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.

Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

Упражнение на зрительное и слуховое восприятие (для ребенка старше 7-10 дней)

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

Упражнение на развитие слуховой активности (для ребенка от 25 дней и старше)

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см. Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворотголовы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево. Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.

Упражнения для развития слуховой и двигательной активности ребенка (для ребенка старше одного месяца)

Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколоко секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.

Упражнения для развития зрительного сосредоточения (для ребенка от одного месяца и старше)

Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает. Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка

В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.

Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, факрура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

  • Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бубу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.
  • Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.
  • Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.
  • Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: «А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму.» Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? — Снимите платок: — А-а-а, вот где Анютка!» Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры.
  • Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: «Вот это киска — мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка — ав-ав. Покажи, где собачка?» и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.
  • Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их («Ляля», «би-би», «Миша»).
  • Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмета, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).
  • Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: «поцелуй маму», «дай ручку», «скажи: до свидания», «покажи, какой ты большой». Как, например, развить выполнение просьбы «дай ручку»? Протягиваете руку к ребенку и просите «дай ручку», одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите «дай ручку», слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.
  • Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.
  • Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают.
  • Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: «Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?» и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.
  • В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: «Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи» и т.д.
  • Играйте с ребенком в «Теремок». Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. «Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок — золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса». Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.

Упражнения для развития психомоторики


  • Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.
  • С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.

Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.

Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.

Приведем некоторые примеры.

  • «Идет коза рогатая». Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:
    Идет коза рогатая,
    Идет коза бодатая,
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп:
    «Кто каши не ест,
    Молока не пьет,
    Того забодаю, забодаю, забодаю». «Пободайте» ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.
  • «Ладушки-ладушки». Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:
    Ладушки-ладушки!
    Где были? — У бабушки.
    Что ели? — Кашку.
    Что пили? — Бражку.
    Кашку поели,
    Бражку попили —
    Шу-у-у. Полетели!
    На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

  • Игра «Сорока-белобока» хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. (Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке). Очень полезен массаж пальчиков.
  • Игрушки над детской кроваткой
    В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам.
    Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.
    Берите малыша на прогулку
    Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.
    Разговаривайте с ребенком
    Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.
    Пригласите гостей
    Пригласите в гости какого-нибудь малыша. Разумеется, дети слишком малы, чтобы играть вместе, но они обязательно заметят друг друга. В то же время вам будет интересно поделиться опытом с другими родителями.
    Пойте ребенку песни
    Пение – одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.

    Время игр

    Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка.

    Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.

    Делаем открытия

    Наблюдение за домашними животными

    Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

    Новые перспективы

    Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.

    Повесьте в манеже бусы

    Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)

    Познакомьте малыша с ритмичной музыкой

    Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, 67 или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.

    Звон колокольчика

    Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

    Безопасная песочница

    Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.

    Жужжащие пчелы

    Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза. Ты сначала мне скажи, Как жу-жу пчела жужжит. Потом я тебе скажу Про пчелиное жу-жу. Пусть малыш попробует произнести звук «ж».

    Матерчатая перчатка

    Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.

    Песенки с сюрпризом

    Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку: По кочкам, по кочкам, По рыхлым дорожкам. Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз. В ямку – бух!

    Развитие координации

    Упражнения для ног

    Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая: Хоп, хоп, Хлоп, хлоп. Вверх-вниз Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения: Вот малышка мой садится, Вот малышка мой ложится. Смотрит он па погремушку, Как качаются игрушки. Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.

    Плыви, плыви, малыш

    Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.

    Подталкивайте ступни ребенка

    Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.

    Колобок

    В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться. Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

    Развитие мышления

    Дайте ребенку погремушку

    Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

    Наблюдение за мячиком

    Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. ‘После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.

    Поиски колокольчика

    Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.

    Игра с пляжным мячом Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?

    Карусель

    Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

    Читайте также:  Йога для грудного отдела позвоночника при остеохондрозе
    Ссылка на основную публикацию
    Чем мазать рубец после кесарева сечения
    В мире каждый седьмой ребенок появляется на свет с помощью операции Кесарева сечения. Несмотря на то, что техника проведения отработана...
    Чем лечить при вирусной инфекции ребенка
    Симптомы ОРВИ у детей до года проявляются бурно. Пугаться не следует, это вполне адекватная реакция организма в течение нескольких дней...
    Чем лечить ротавирус у детей 5 лет
    Ротавирусная инфекция, или желудочный грипп – вирусное заболевание, поражающее пищеварительный тракт людей любого возраста, но чаще распространяющееся в детских коллективах....
    Чем мазать руку после перелома лучевой кости
    Перелом лучевой кости значительно снижает трудоспособность человека. При отсутствии грамотного лечения могут возникнуть различные осложнения (смещение кости, гнойные инфекции, отеки,...
    Adblock detector