Чему научить ребенка в 6 лет

Чему научить ребенка в 6 лет

Появление малыша на свет – это, безусловно, радостное и волнующее событие для каждой семьи. Однако, на первых порах многие родители испытывают серьезный стресс, связанный с отсутствием знаний о развитии ребенка и возрастных кризисах. Многих мучает вопрос: «Нормально ли развит мой ребенок для своего возраста?». Для того, чтобы развеять эти сомнения, давайте рассмотрим календарь развития ребенка от рождения.

1 месяц

  • Вечерние ритуалы для малышей
  • Календарь развития ребенка: первая неделя жизни

2 месяц

  • Вечерние ритуалы для малышей
  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 2-3 месяцев

3 месяц

  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме
  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 2-3 месяцев

4 месяц

  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 4-5 месяцев
  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет

5 месяц

  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 4-5 месяцев
  • Развивающие игры с детьми: чем занять кроху в 5-6 месяцев

6 месяц

  • Вечерние ритуалы для малышей
  • Развивающие игры с детьми: чем занять кроху в 5-6 месяцев

7 месяц

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • 6 развивающих игр с детьми: рекомендации родителям детей 6-12 месяцев

8 месяц

  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме

9 месяц

  • 6 развивающих игр с детьми: рекомендации родителям детей 6-12 месяцев

10 месяц

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • Вечерние ритуалы для малышей

11 месяц

  • 6 развивающих игр с детьми: рекомендации родителям детей 6-12 месяцев

1 год

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • Календарь развития ребенка: 1 год
  • Развивающие игры для детей от 1 до 2 лет: рекомендации для родителей

2 года

  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме
  • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка
  • Развивающие игры для детей от 1 до 2 лет: рекомендации для родителей
  • Как развивать речь у детей 2-3 лет
  • Как выбрать подарок ребенку

3 года

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме
  • Как справиться с кризисом трех лет у ребенка
  • Кризис трех лет у детей
  • Календарь развития ребенка: кризис 3 лет
  • Как устанавливать ребенку границы: 8 правил
  • Советы родителям: как помочь ребенку играть свободно?
  • Какие мультфильмы показывать детям
  • Как развивать речь у детей 2-3 лет

4 года

  • Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?
  • Альфа-пэрентинг: как установить доверительные отношения с ребенком?
  • Как организовать детский праздник своими силами?
  • Свободная игра: как развить у ребенка творческие способности
  • Храни зрение смолоду: детская гимнастика для глаз
  • Ребенок боится спать один: 8 способов побороть ночные страхи
  • Как устанавливать ребенку границы: 8 правил
  • Советы родителям: как помочь ребенку играть свободно?
  • Какие мультфильмы показывать детям
  • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка

5 лет

  • Развивающие игры для детей 5–6 лет
  • Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений
  • Календарь развития ребенка: старший дошкольный возраст 5–6 лет
  • Семейные правила: зачем они нужны?
  • Как организовать детский праздник своими силами?
  • Свободная игра: как развить у ребенка творческие способности
  • Храни зрение смолоду: детская гимнастика для глаз
  • Советы родителям: как помочь ребенку играть свободно?

6 лет

  • Развивающие игры для детей 5–6 лет
  • Советы родителям будущего первоклассника
  • Тайна зеленой ручки: как научить ребенка ошибаться
  • Календарь развития ребенка: старший дошкольный возраст 5–6 лет
  • Семейные правила: зачем они нужны?
  • Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?
  • Альфа-пэрентинг: как установить доверительные отношения с ребенком?
  • Храни зрение смолоду: детская гимнастика для глаз
  • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка

7 лет

В семь лет окончательно происходит созревание лобных отделов полушарий мозга, гармонизируются процессы возбуждения и торможения. Поэтому этот возраст, с точки зрения физиологии, наиболее приемлем для начала учебной деятельности детей.

В то же время, семь лет – это очередной кризис, который переживает ваш малыш. Он учится новым социальным ролям, хочет принимать решения самостоятельно и начинает копировать взрослых.

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Возрастной период от 5 до 6 лет называется старшим дошкольным. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. В статье мы рассмотрим основные особенности развития детей данного возраста и дадим рекомендации родителям для того, чтобы это время жизни ребенка могло быть наиболее эффективно использовано.

Физическое развитие

В пять лет движения малыша становятся все более уверенными и ловкими. Ребенок хорошо прыгает в длину и высоту, сохраняет равновесие, уверенно лазает по гимнастической стенке, веревке или висячей лестнице, ловко управляется с мячом и может прыгать через скакалку, хорошо ориентируется в пространстве, прекрасно ходит по узкой доске, перешагивает и перепрыгивает через препятствия. А в конце пятого года многие дети умеют уже ездить на двухколесном велосипеде.

Он должен уметь правильно использовать многообразные обозначения пространственных отношений: спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, перейти на другую сторону и т.д. Пятилетние дети очень активные. Для нормального физического развития ребенку нужно много двигаться. Некоторые дети в этом возрасте уже начинают посещать спортивные секции. Так, например, у нас в развивающем детском центре «Летиция» для детей с 4-х лет ведутся занятия высокопрофессиональными специалистами по комплексному физическому развитию, оздоровительной гимнастике с элементами УШУ, мини-футболу. Даже за один год занятий наблюдаются серьезные положительные сдвиги в физическом развитии детей, посещающих занятия спортом.

Купите домой несколько простых тренажеров — перекладину, кольца, гимнастическую стенку. Упражнения следует делать ежедневно в одно и то же время. Желательно придумать к ним музыкальное сопровождение. Как правильно заниматься с малышом подскажут многочисленные развивающее видео, которые можно скачать в интернете. Используйте для спортивных игр время прогулки: пусть ребенок играет в мяч и различные подвижные игры, бегает на площадке и наперегонки со сверстниками, преодолевает препятствия.

Мелкая моторика и бытовые навыки

Мелкая моторика рук к пяти годам активно совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге, пробуют делать из бумаги оригами, хорошо складывают пазлы из десятка деталей.

Развитость тонкой моторики — основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны, и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию. Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой и т.д. Прекрасными средствами для развития тонкой моторики является искусство оригами (создание из бумаги разнообразных изделий), а также искусство завязывания узелков из веревочек.

В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без необходимости. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.

Читайте также:  Прыщ на десне над зубом у ребенка

Речевое развитие

Словарный запас малыша в возрасте пяти – шести лет достаточно большой и составляет более 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. В случае возникновения любых трудностей в развитии речи ребенка в этом возрасте необходимо проконсультироваться с профессиональным логопедом, пройти диагностику, получить рекомендации для самостоятельных занятий дома или начать посещать регулярные занятия с логопедом в детском центре. В «Летиции» с детьми занимаются опытные высокопрофессиональные логопеды с большим стажем работы, которые помогают решить возникшие вопросы и справиться с различными проблемами, мешающими развитию правильной и красивой речи. Процесс развития речи у детей идет параллельно с развитием мышления. Вместе с новой информацией они усваивают и новые слова. Поэтому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали слишком громких звуков, так как ребенок копирует речь взрослых вместе с их ошибками.

Предложения, которыми говорит дошкольник, обычно состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами, хотя и допускает иногда грамматические ошибки. Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы, пересказывать сказки, улавливая их основной смысл, самостоятельно декламировать стихи, активно используя разные интонации.

По мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки. Многие родители вместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М — муравей, Я — яблоко, и т. д. А еще можно над каждой картинкой написать соответствующую букву и каждый день, рассматривая картинки, просить, чтобы ребенок назвал эту букву. Такие занятия очень нравятся детям.

Для чтения вслух выбирайте яркие, красочные книжки с интересными сюжетами; «волшебные книжки» очень хороши для этой цели. Пусть ребенок сам выбирает книжку. Посадите его на колени или рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог «читать» вместе с вами. Это очень важно с точки зрения развития интереса к процессу чтения, не говоря уже о том, что эмоционально сближает вас друг с другом. Научите малыша не только слушать чтение, но и пересказывать своими словами услышанное. Так ребенок лучше усвоит его содержание, научится вспоминать события, описанные в книге, следовательно, улучшится и его память.

Развитию речи также способствует ручная умелость. Очень важно формировать и укреплять кисть руки, особенно ведущей. Даже интеллектуально развитый и подготовленный к школе ребенок не будет успешен в обучении, если у него не развита мелкая моторика. Все это будет создавать дальнейшие, уже вторичные сложности, влияя на самооценку и даже на отношение к учебе. Поэтому, очень важно в данный период заниматься всевозможной творческой деятельностью, учиться правильно и уверенно держать карандаш, вырезать ножницами, делать аппликации, конструировать и лепить. Заинтересуйте ребенка созданием чего-то нового и интересного. Как известно, любое творчество, это еще и терапия, которая позволяет снять напряжение и зарядиться положительными эмоциями.

Психическое развитие ребенка шестого года жизни (особенности познавательных процессов)

Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.

Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности, столь необходимой ребенку в процессе школьного обучения. Это предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и не очень интересного малышу.

Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений. Более трудным для ребенка является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени. Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.

У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами. К пяти-шести годам ребенок использует такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

Занятия с ребенком родителей, педагогов или специалистов-психологов могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза. Важно, чтобы поставленные задачи не превышали возможностей ребенка, а опирались, главным образом, на мотивацию к успеху. Сейчас существует множество ярких и увлекательных энциклопедий, настольных игр и развивающих игрушек, способных увлечь ребенка. Например, серия книг для чтения, имеющая 4 уровня сложности. Каждая книга — маленькая энциклопедия, где собраны факты на разные темы, начиная от бытовых и заканчивая научными. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д. Благодаря развитию словесно — логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность рассуждать о них абстрактно. Поэтому усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, и ребенку приходится думать и рассуждать.

У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе, то есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других — слуховая, у третьих — эмоциональная, а у четвертых — механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Читайте также:  Антибактериальные препараты названия

Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей

К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них уже неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Поэтому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь. С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно.

Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение, поэтому не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, давайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.

Особенности игры

Формированию произвольного поведения в период 5-6 лет способствует игра, которая все еще является для ребенка его ведущей деятельностью, главной составляющей его психического развития. Сейчас, сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета, а ее содержанием становятся отношения между людьми. Дети сами создают модели этих отношений, формируя устойчивые объединения из 3-4 человек и более. В такой игре много действий, которые помогают строить ребенку ролевые отношения с другими участниками. Так, дети становятся способны сознательно планировать и выполнять сложные последовательные действия. У детей этого возраста очень развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, врачами, героями сказок. Они иногда придумывают себе друзей и боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, что малыш обманывает. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью.

Режим и питание ребенка в 5 лет

Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда. Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время.

Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложиться спать, не позднее девяти часов вечера. Утро начните с гигиенических процедур, гимнастических упражнений и полноценного завтрака. Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то же время. Затем нужно уделить время различным занятиям с ребенком, которые должны проходить в форме игры, но в то же время следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника. После занятий надо обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы, просто его нервная система требует больше отдыха. Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние — поиграйте в развивающие игры или почитайте сказку.

Таким образом, дошкольное обучение детей должно быть интересным и познавательным. Не следует все время уделять внимание лишь интеллектуальным занятиям. Не надо забывать, что физические упражнения не менее важны для ребенка. Подходите к воспитанию комплексно — гармоничное развитие поможет малышу успешно перейти к новому этапу жизни в школе и быть счастливым впоследствии.

Посещение детьми специальных развивающих психологических занятий в детских центрах поможет родителям успешно решать необходимые задачи комплексного развития и воспитания детей 5 — 7 лет. В детском центре «Летиция» работает шесть профессиональных психологов по различным программам, которых более десяти. У нас есть как групповые, так и индивидуальные занятия по развитию личности ребенка и его познавательных процессов, коммуникативных навыков и различных способностей (общих, математических, художественных, музыкальных, танцевальных, спортивных, и др.). Для общего развития ребенка, всей сферы его познавательных процессов и личности в целом очень полезно и важно в этом возрасте заниматься шахматами либо с родителями, либо с опытными преподавателями. В нашем развивающем центре «Летиция» проходят индивидуальные и групповые занятия по обучению детей игре в шахматы. Дети также участвуют в различных шахматных турнирах, что способствует не только совершенствованию шахматного мастерства, но и развитию многих полезных личностных качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку чувствовать себя уверенно и спокойно в различных жизненных обстоятельствах и ситуациях.

Шестилетний возраст — период формирования у ребенка готовности к школьной системе обучения. Чтобы определить готовность дошкольника к учебе, нужно понимать, что должен знать ребенок 6 лет и каковы его направления в развитии.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

У дошкольников 6-7 лет развиваются дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, эндокринная, мышечная системы. Ребенок становится выносливее, его сердце по размерам похоже на сердце взрослого человека. Это позволяет выдерживать высокие нагрузки.

Заканчивается формирование костной системы, меняются пропорции тела, увеличиваются руки и ноги, вытягивается туловище. К 6 годам у ребенка развиваются навыки крупной моторики: координация движений, ловкость, точность и скорость реакции, способность управлять своим телом.

  • ходить по прямой линии и тонкой перекладине;
  • различать понятия «право» и «влево»;
  • перепрыгивать через препятствия, прыгать в длину, в высоту;
  • прыгать на одной ноге;
  • ориентироваться в пространстве;
  • координировать движения частей тела для решения задач.

У шестилетних детей начинают возникать проблемы с осанкой. Это связано с тем, что детей усаживают за школьные парты для развивающих занятий. Для профилактики болезней позвоночника старшим дошкольникам необходимы физическая нагрузка и специальные упражнения.

Рост и вес

Нормы веса и роста разные для мальчиков и девочек.

Рост дошкольников (см)

Возраст Мальчики Девочки
6 105-123 104-120
6,5 108-127 108-125
7 110-128 109-128

Вес дошкольников (кг)

Возраст Мальчики Девочки
6 16-29 15,5-28
6,5 18-29 17-29
7 18-30 18-30

Развитие речи у ребенка в 6 лет

  • составляет сложносочиненные распространенные предложения, содержащие до 10 слов;
  • понимает смысл обращенной к нему речи;
  • способен внимательно, не отвлекаясь, слушать речь другого;
  • способен вести диалог;
  • понимает смысл практических и учебных задач;
  • использует образные выражения, устойчивые словосочетания;
  • замечает ошибки в своей и чужой речи;
  • изменяет слова с помощью приставок и суффиксов;
  • ориентируется в причинно-следственных, временных, пространственных понятиях;
  • обобщает и классифицирует предметы по различным признакам.

Словарный запас у старшего дошкольника составляет 3500 слов и делится на активный (который используется постоянно в повседневной речи) и пассивный (понятия, которые ребенок знает, но не использует или применяет редко). Дошкольник не знает точного значения 30% слов в своем запасе. Задача развивающих занятий — развитие осознанности и управляемости речи. С ребенком играют в речевые игры («Города», «Составь рассказ»), читают книги и анализируют сюжет.

Читайте также:  Анализ крови при глистах у детей

К 7 годам речь для дошкольников — средство полноценного общения, язык становится частью сознания. Ребенок уже не испытывает трудности с подбором слов и составлением предложений. Развиваются монологическая речь, языковое и речевое внимание, память. В младшем школьном возрасте дети овладевают письменной речью, которая строится на особенностях языка, сформированных в старшем дошкольном возрасте. Развитие грамотной речи — основная задача психолого-педагогических и логопедических занятий.

Психическое развитие детей в возрасте 6 лет

Шестилетний ребенок развивается в игре. Сюжетно-ролевая, смысловая, символьная игра — ведущий тип деятельности средних и старших дошкольников. В 6 лет начинается активная подготовка к школе, ребенка постепенно вводят в классно-урочную систему с занятиями за партой и переменами.

Игровая деятельность должна преобладать над учебной, иначе у дошкольника пропадет мотивация к учебе в школе. Шестилетние дети отказываются от дневного сна, поэтому их режиму дня и качественно организованному ночному сну уделяют особое внимание, чтобы не допустить перегрузки нервной системы.

Активно развиваются интеллект и психические познавательные процессы: память, произвольное внимание, формируется аналитическое и понятийное мышление.

В 6-7 лет у детей сформирована система социальных норм, дошкольники соблюдают правила поведения в общественных местах.

Через оценку окружающих в сочетании с собственной оценкой своих умений и достижений у ребенка создается представление о себе. К подростковому возрасту оно станет предпосылкой для формирования «Образа Я». Ребенок вступает в социальные отношения, он зависит от мнения взрослых, но при этом готов высказать и защитить собственное. Дети в этом возрасте зависимы от похвалы.

В 6 лет дошкольники нуждаются в общении со сверстниками, образуются дружеские связи, которые важны для малыша. В шестилетнем возрасте начинают формироваться важные структуры головного мозга — лобные доли полушарий. Развитие лобных долей заканчивается к 18-20 годам.

Они играют следующую роль в деятельности человека:

  • отвечают за программирование действий и их контроль;
  • руководят всеми функциями мозга;
  • контролируют поведение.

Мышление и умственное развитие шестилетнего ребенка

Мыслительные способности человека непосредственно связаны с речью, благодаря ее развитию у дошкольника к 6 годам формируется сложная форма мышления — логическое.

Оно включает в себя следующие операции:

  • использование логических понятий и конструкций;
  • сопоставление фактов;
  • выдвижение и доказательство гипотезы;
  • оперирование образными, абстрактными и словесными рассуждениями;
  • формулирование вывода.

Благодаря развитой логике ребенок сможет осваивать учебную программу и ориентироваться в классно-урочной системе. У него формируются внутренняя речь и навыки счета в уме.

Для развития логических операций используют следующие приемы:

  • игра в ассоциации;
  • составление сказок на основе знакомых сюжетов;
  • игры с пазлами, составными картинками;
  • решение головоломок и ребусов;
  • настольные игры, в которых участвует вся семья;
  • игра в шахматы и шашки;
  • игры «Найди пару».

Психологи включают в программу работы со старшими дошкольниками курс рисования одновременно двумя руками. Эти занятия развивают логику, пространственные представления, координируют работу обоих полушарий головного мозга.

Математические знания

С развитием мышления у ребенка формируется база математических знаний.

К 6 годам дошкольник должен уметь:

  • определять время по часам;
  • разделять понятия часа, минуты, секунды;
  • считать до 100;
  • записывать двузначные числа;
  • складывать числа в пределах 20;
  • ориентироваться в понятиях «больше» и «меньше»;
  • рисовать прямые линии и геометрические фигуры.

Для изучения цифр и знаков педагоги используют игровые формы и приемы. Развивать навыки счета можно без специальных занятий: предлагайте ребенку посчитать камни на дороге, деревья в парке, фонари у дома. Для детей важна наглядность, поэтому считайте количество подручных предметов и складывайте полученные значения, показывайте способы выполнения математических примеров. Для автоматизации навыков счета предлагайте игры «Соедини по точкам».

Окружающий мир и знания о нем у шестилетнего ребенка

  • знает свое полное имя, фамилию;
  • знает свой пол, умеет различать пол людей;
  • различает людей по возрастным критериям;
  • знает состав семьи, ориентируется в родственных взаимоотношениях;
  • отмечает принадлежность к социальной группе;
  • знает профессии;
  • имеет знания об общественных праздниках, знаком с традициями;
  • имеет представление о мире, планете Земля;
  • различает виды водоемов;
  • знает различия между городами и странами;
  • ориентируется во временах года, частях суток, месяцах;
  • знает дни недели;
  • ориентируется в понятиях будущего и прошедшего времени;
  • различает птиц, диких и домашних животных, хищников и травоядных;
  • имеет запас знаний о растениях, кустарниках и деревьях, цветах, плодах;
  • объясняет явления природы.

Память и внимание

В 5-6 лет формируется произвольность психических процессов. Ребенок прилагает усилия для запоминания и воспроизведения информации и удержания активного внимания на объекте. С детьми проводятся занятия на развитие концентрации внимания и расширение объема памяти.

Объем памяти старшего дошкольника составляет 7-10 символов. Через час после их запоминания ребенок должен воспроизвести минимум 6 символов.

Дошкольник способен удерживать внимание и выполнять неинтересную работу в течение 20 минут, после чего требуется активная деятельность.

Для развития внимания и памяти ребенку предлагаются игры:

  1. Запомнить ряд из картинок, которые требуется нарисовать по памяти.
  2. Найти различия между картинками.
  3. Предложить запомнить предметы, которые меняются местами или убираются из визуального ряда.
  4. Запомнить ряд из цифр, которые потом складываются.
  5. Предложить вспомнить дорогу из дома до детского сада с мелкими подробностями.

Основные направления развития шестилетнего малыша

Занятия с детьми включают:

  1. Развитие познавательных процессов, обучение приемам освоения знаний, отработка умений. Это необходимо для умственного развития детей 6 лет.
  2. Работу с поведением, дисциплиной.
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы, снижение тревожности, возбудимости, повышение самооценки.
  4. Отработку коммуникативных навыков, устранение проблем в общении.
  5. Работу с неврологическими проблемами (утомляемостью, бессонницей, головными болями). Важно контролировать режим дня ребенка, избегая переутомления. Применяют техники саморегуляции и сохранения телесных функций.

Подготовка к школе шестилетнего ребенка

Готовность к школе делится на:

  1. Личностно-мотивационную — желание ребенка получать знания в рамках школьной системы, умение соблюдать правила, дисциплину.
  2. Интеллектуальную — развитие психических функций и их произвольность, готовность воспринимать и перерабатывать информацию.

Старшие дошкольники делятся на 2 группы:

  1. Дети, которые по внутренним предпосылкам готовы сменить игровую деятельность на учебную.
  2. Дети, которые по внутренним предпосылкам не готовы к смене ведущего типа деятельности.

Психолог диагностирует дошкольников, определяя, к какой группе они относятся, после чего составляет программу деятельности для активизации познавательных процессов детей первой группы и для повышения мотивации к обучению — второй.

Характеристика готового к школе ребенка:

  • активный, интересуется новой информацией;
  • способен самостоятельно находить информацию;
  • любит экспериментировать;
  • обращается за помощью в сложных вопросах;
  • осознает свои эмоции, понимает эмоции окружающих;
  • активен в процессе обучения;
  • способен сопереживать;
  • способен оценивать произведения искусства;
  • общителен.

Обязательный момент, на который стоит обращать внимание — смена молочных зубов на основные. С выпадением зубов в организме происходят физиологические изменения, которые влияют на развитие психических способностей.Необязательно учить ребенка читать к школе, с этим справится педагог, достаточно знать буквы.

Важно развивать моторику, чтобы организм справлялся с предстоящей нагрузкой, обязательна физическая активность.

Основной задачей является создание позитивного отношения к школе. Для этого читают рассказы про школьников, смотрят фильмы, ходят на экскурсию в школу.

Ссылка на основную публикацию
Чем смазывать горло при фарингите
Симптомы острого фарингита у взрослых Основные симптомы острого фарингита у взрослых схожи с симптомами ОРВИ и ангины: Резкая боль в...
Чем промыть глаза после сварки
Человек может испортить зрение не только из-за болезни, но и по собственной неосторожности. К примеру, после сварочных работ часто возникают...
Чем промыть красные глаза
Контактные средства коррекции зрения прочно ассоциируются с комфортом и свободой движения, поэтому если с ними что-то не так, это воспринимается...
Чем снять аллергический зуд у ребенка
Аллергический зуд кожи – характерная нездоровая реакция на попадание аллергенов внутрь. Это довольно неприятный симптом, который часто сопровождается сыпью. А...
Adblock detector