Что такое дисграфия у детей 8 лет

Что такое дисграфия у детей 8 лет

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет дисграфия у детей. Вы узнаете, по каким причинам может развиваться данное состояние и, как с этим бороться, что делать, чтобы предотвратить.

Классификация

  1. Акустическая. Данная форма развивается при нарушениях с фонематическим слухом:
  • малыш не способен дифференцировать близкие по произношению звуки;
  • так со временем, при письме, в словах будут заменяться буквы, похожие акустически или артикуляционно;
  • карапуз может путать, например, «б» с «п», «ш» с «с», «о» и «у», «р» и «л»;
  • может не смягчать буквы на письме, например, слово «любит» напишет – «лубит».
  1. Моторная. Проявляется в проблемах с работой кисти при написании текстов. Также характерны проблемы с взаимосвязью моторных образов и зрительных. Может развиваться писчий спазм.
  2. Оптическая дисграфия у детей характеризуется несформированными зрительнопространственными функциями. К основным признакам данного состояния относят:
  • малыш неправильно пишет буквы, в частности имеет место зеркальное изображение;
  • ребенок путает визуально схожие буквы;
  • может не дописывать части литер или добавлять к ним лишние кусочки.

Нужно знать, что написание текста слева направо наблюдается при повреждении мозга органического характера у левшей.

Оптическая форма разделяется на:

  • вербальную — трудности при воспроизведении отдельных звуков;
  • литеральную — буквы при написании искажаются, происходит замена визуально похожих, при этом сохраняется нормальное воспроизведение отдельных букв;

Возможные причины

  1. Наследственный фактор, который влияет на задержку в развитии определенных функций.
  2. Присутствие функциональных причин, влияющих на дислексию и задержку психоречевого развития, в частности длительное соматическое заболевание.
  3. Недоразвитость или поражение головного мозга, которое могло возникнуть в пренатальном, натальном или постнатальном периоде. Факторы, которые к этому приводят:
  • асфиксия;
  • менингит;
  • патологии при вынашивании ребенка;
  • травмы во время родовой деятельности;
  • инфицирование;
  • серьезное соматическое заболевание, влияющее на истощение нервной системы.
  1. Социально-психологические факторы, а именно:
  • дефицит разговорной речи;
  • неправильная речь окружающих, нечеткая;
  • наличие двух языков в семье;
  • невнимательность взрослых к развитию малыша;
  • преждевременное обучение грамоте, когда еще отсутствует психологическая подготовленность.

Характерные признаки

О том, что у малыша имеет место дисграфия можно судить при наличии следующих симптомов:

  • неразборчивый почерк;
  • много ошибок при письме;
  • неспособность различать «мягкий знак» и «р»;
  • замена букв, находящихся в сильной фонетической позиции, например, малыш напишет слово «корофкий» вместо «короткий»;
  • под диктовку малыш пишет крайне медленно;
  • теряется одна буква в слове, например, вместо «окно» ребенок напишет «окн».

Диагностика

У ребенка проверяют:

  • слух;
  • письменное написание букв;
  • развитие устной речи;
  • остроту зрения;
  • проверяют структуру артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики, центральной нервной системы;
  • определяют умение фонематически анализировать речи.

Для подтверждения диагноза будут проводиться следующие тесты:

  • выделение заданного звука в слове;
  • придумывание новых слов;
  • распределение картинок по начальному звуку;
  • особенности разделения слова на слоги;
  • сравнивание по звуковому составу;
  • возможность выявить неправильное произношение, воспроизводимое другим человеком;
  • умение выделять заданный звук из ряда других.

Методы лечения

Дисграфия у детей, коррекция включает в себя следующие моменты:

  • при оптической форме письменно выполняются специальные упражнения, главная задача научиться узнавать и различать схожие предметы, элементы;
  • упражнения для развития памяти, восприятия, мышления;
  • используют речевые игры для развития языкового синтеза и анализа, например, речевую арифметику или наборщик, ребенку предлагают придумать или отгадать ребус или загадку;
  • работа, направленная на развитие лексико-грамматической структуры речи;
  • при акустической форме дают задания, основанные на формировании распознавания фонем на уровне слогов, словосочетаний;
  • если нарушено звукопроизношение, выполняется задание на автоматизацию, постановку звуков речи и обучение различия со схожими по произношению;
  • если имеют место органические факторы появления дисграфии, то может возникнуть необходимость в медикаментозной терапии, лечебной физкультуре, массаже и физиотерапии.
Читайте также:  Колоноскопия исследование толстого кишечника

Занимаемся дома

Если выявлена дисграфия у детей дошкольного возраста, то лучше сразу обратиться за помощью к специалистам, не запускать состояние ребенка. Иногда родители хотят обойтись своими силами.

  1. Развивать моторику можно при помощи лабиринта. Важно, чтобы малыш проводил линию без отрыва, движение совершал исключительно рукой, листок не перемещал. Благоприятное воздействие окажет штриховка, рисование графических диктантов, нахождение букв и предметов в сюжетных картинках.
  2. Чтоб развить внимание, если имеют место оптикопространственные нарушения, дают задания на:
  • буквенное конструирование из отдельных элементов;
  • превращение одних букв в другие;
  • расшифровку символов, которыми изображают буквы;
  • задают искать литеры в предметах;
  • вставлять пропущенные слова в предложение или буквы в слова;
  • чтоб малыш смог зрительно запомнить то, как выглядит буква, ему поможет упражнение, при котором нужно будет обводить в тексте или вычеркивать заданную букву.
  1. Если имеет место нечеткое или неправильное произношение звуков, то необходимо в предложенных словах пытаться найти загаданный звук, придумывать новые слова с ним. Эффективным является изучение скороговорок и стихов.
  2. Если есть необходимость в развитии лексико-грамматического построения речи, то можно заняться игрой «скажи наоборот». Задача малыша — к услышанному слову подобрать вариант с противоположным значением.
  3. Если отсутствует фонематическая система, нужно выполнять упражнения на определение расположения звуков в длинном слове. Для этого необходимо слово разрезать на три части, чтобы имелось начало, середина и конец. Задача ребенка – определять, из какой части заданный звук. Также можно играть, создавая новые слова из последнего слога.

Меры предосторожности

Профилактика дисграфии у детей включает в себя следующие мероприятия:

  • развитие психических функций еще до начала освоения письма;
  • занятия для развития крупной и мелкой моторики;
  • обучающие игры;
  • упражнения на развитие памяти и внимания, мышления;
  • занятия на музыкальном инструменте.

Если у ребенка отсутствует серьезное нарушение, то дисграфию может сделать обратимой. Важно заниматься со своим малышом, начиная с раннего возраста, развивать его навыки. При малейшем подозрении на дисграфию, нужно своевременно обращаться к узким специалистам для подтверждения диагноза и начала коррекции состояния.

Устную речь ребенок воспринимает спонтанно, общаясь с другими людьми, а чтением и письмом он овладевает в результате обучения. Этот процесс для многих детей становится настолько сложным, что они начинают страдать дисграфией, то есть нарушением письменной речи.

Этапы овладения письмом

Процесс овладения письменной речью включает в себя несколько этапов. Во-первых, чтобы ребенок захотел научиться писать, он должен получить мотивацию. Во-вторых, каждый человек, который собирается написать что-либо, в уме составляет смысловую программу, то есть нужен замысел письменного сообщения. В-третьих, человек должен проанализировать то, что он собирается написать. Ведь каждое предложение – это не набор случайных слов. В-четвертых, нужно проанализировать звуковое наполнение каждого слова. Каждый звук имеет свою последовательность. И в этом случае важно, чтобы ребенок мог на слух различать звуки. Недаром учителя советуют детям, чтобы те перед написанием слова проговаривали его вслух, причем и громко, и шепотом, и про себя. Это полезное упражнение помогает понять, какие именно звуки присутствуют в конкретном слове. В-пятых, у каждого звука есть его идеальный образ, ведь все они произносятся индивидуально. Поэтому важно знать, какой характеристикой звук обладает: твердый он или мягкий, звонкий или глухой. В-шестых, нужно вспомнить зрительный образ, который есть у каждой буквы. Седьмой этап и последняя операция – создание зрительного образа буквы на бумаге. В это же время идет зрительный контроль и чтение написанного.

Читайте также:  Пластырь тейп отзывы

Получается, что успешное овладение процессом письма зависит от умения различать звуки и правильно их произносить, а также от работы памяти, внимания ребенка, его пространственного представления и умения проводить языковой анализ. Для многих детей эти этапы овладения письмом становятся трудными.

Когда стоит насторожиться родителям?

Как выяснить, стал ли ребенок жертвой дисграфии? И дело не в обычных ошибках при письме, которые случаются у многих детей. Но если у обычных учеников ошибки постепенно исчезают в процессе овладения грамотой, то ошибки ребенка, страдающего дисграфией, приобретают устойчивый характер, они проявляются систематически и не поддаются самокоррекции. Сколько бы ни учил такой ребенок правила орфографии, ошибки все равно останутся.

Родителям стоит насторожиться, если при письме ребенок:

  1. пропускает в словах буквы;
  2. переставляет буквы местами;
  3. добавляет лишние буквы в слова;
  4. заменяет одни буквы другими, при этом может путать звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твердые и мягкие;
  5. пишет буквы наоборот, то есть в его тетрадях так называемое «зеркальное» письмо;
  6. пропускает слова при написании предложения;
  7. все слова пишет слитно, без пробелов, для ребенка нет границ слова и предложения.

Как избавиться от дисграфии?

Нередко такое написание текста учителя воспринимают как неготовность ребенка к учебному процессу. Что он плохо выучил правила, не запомнил буквы. Начинается практика переписывания, письма под диктовку, дополнительных домашних занятий, которые только утомляют ребенка, но при этом положительного результата нет. Напротив, у ребенка вырабатывается стойкое отвращение к учебе, психический дискомфорт, что приводит к еще большему количеству ошибок.

Самый правильный шаг, который могут сделать родители – отвести ребенка на занятия к логопеду. Специфические ошибки в письме нельзя устранить обычными учебными методами. Помимо занятий с логопедом, понадобятся и домашние уроки, при этом родителям нужно заручиться терпением.

Правила уроков по устранению дисграфии

  1. Заниматься с ребенком нужно в хорошо проветренном и правильно освещаемом помещении. Лишние звуки – телевизор, радио – устранить. Нужно убрать со стола лишние предметы, которые бы могли отвлечь ребенка.
  2. Дети лучше учатся, играя. Поэтому для занятий понадобятся игровые формы – ребусы, загадки, раскраски, паззлы и т.д.
  3. Каждое слово нужно проговаривать вслух, медленно, раз за разом, повторяя проблемные места. Только потом записывать.
  4. Для развития словарного запаса необходимо чтение. Поскольку ребенок, страдающий дисграфией, плохо читает, родители должны устраивать чтение вслух. Это поможет ребенку полюбить книги, а принимая участие в чтении по ролям, он станет незаметно для себя усваивать письменную речь.
  5. Родители должны сформировать успешность ребенка, то есть хвалить за каждую маленькую победу. Такая поддержка в семье станет одной из мотиваций для того, чтобы ребенок вылечился от дисграфии.

Следуя этим правилам, можно избавить ребенка от нарушения письменной речи.

Ошибка тут. Ошибка там. Да везде эти ошибки у ваших детей. Но виноваты ли они в этом? Надо ли их ругать за лень или нежелание зубрежкой заниматься в плане правил? Ведь у них может быть дисграфия.

Что это такое? Своего рода недостаток, страдают которым около до 20% школьников. Что надо делать нам, взрослым? Разумеется, срочно выяснить – что происходит, почему у ребенка этот недуг, помочь, конечно, избавиться от него.

Что такое дисграфия

Говоря языком специалистов, мы имеем дело со стойким нарушением письма. Причем это никак не вызвано задержкой интеллектуального развития. Увы, тут дело в расстройствах ряда психических функций, включая стороны речи, которые еще не сформировались не по вине детей. Речь о лексике, грамматике, фонетике и фонематике.

Читайте также:  Боровая матка от молочницы отзывы

Когда можно четко говорить, что у ребенка именно дисграфия?

  1. Когда он пишет и все время путается с написанием некоторых букв. Скажем, пишет не губка, а гупка, и так далее. Та же ситуация с «п» и «б».
  2. Если ошибки дети допускают в тех словах, которые нельзя просто написать неправильно.
  3. Когда пропускает буквы, целые слоги, или меняет их местами. Путаясь с окончаниями и пр.

Что делать? Если вы поняли, что это дисграфия, то постарайтесь подтянуть орфографию. Но для лечения недуга нужен только специалист.

Сколько видов дисграфии существует

Их пять. И различаются они зависимо от того, какое нарушение письма наблюдается. Итак, виды.

  • Артикуляторно-акустический: его суть в неверном произношении ребенком букв, скажем – р или л. И эти ошибки переходят на письмо. Ведь дети не могут произнести букву как положено, меняя на другую, пропуская ее. Так, в слове арбуз, они скажут албуз или абуз.
  • Акустический: проявляется в путанице, когда дети произносят похожие звуки. Чаще проблема возникает при произношении какого-то звука из нескольких пар: б и п, в и ф, с-ш и т.д.
  • Страдающие нарушением языкового анализа и синтеза смешивают в слове слоги из других слов (так, на не домашние игрушки говорят, скажем, а домашки), пишут приставку отдельно («раз махнуться», а предлог вместе – «накрыше»), или не дописывают окончаний.
  • Четвертый тип дисграфии как аграматический, присущ для детой, которые не понимают основ грамматики. Скажем, пишут и говорят, не согласуя ни в роде, ни в числе слова (старый бабушка, Петя убежала и пр.).
  • И последний вид – оптический. Дети, имея этот недуг, не могут написать отдельные буквы. Например, не туда пишут «кружочки» буквы «а» или «в», и так далее.

А еще специалисты говорят о смешанных формах дисграфии.

Почему у детей появляется дисграфия

Как это ни странно, но отклонение обязано своему появлению:

  1. патологической беременности,
  2. последствиям родовых травм,
  3. после перенесения мамой инфекций,
  4. истощению нервной системы и так далее.

Кстати, отклонение диагностируется часто-густо у леворуких деток и тех, кого родители рано заставляют познавать азы письма.

Что надо знать

Ни в коем случае проблему нельзя замалчивать, отодвигая в дальний ящик. Ведь дети, страдая от нее, и процесс чтения и письма не могут освоить, и бесконечно нервничают из-за этого и из-за насмешек со стороны учеников и преподавателей.

Надо помнить, что недуг исцелить можно, если своевременно и грамотно откорректировать ситуацию. Потому так важно как можно раньше заняться этим. Если вы рано начали с дошкольником заниматься, то успех возможен вплоть до 90%!

Посетите логопеда, психоневролога. Они подскажут, что конкретно делать для устранения нарушений. Хорошо бы нанять репетитора.

Помните, что в этом деле важна систематичность и занятий, и процедур. Дисграфия – это следствие каких-то нарушений или даже заболеваний. Вот когда врач выяснит, что к чему да от чего, тогда и назначит терапию основной болезни, включая медикаменты.

Советы

Пока суд да дело, поделайте упражнения с ребенком. Например, зачеркивайте несложные для него буквы и слова в книге. Или проговаривайте письмо – он пишет что-то, и проговаривает вслух. Особенно обратите внимание на проблемные звуки в конце слов!

Ну и пишите карандашом коротенькие диктанты – вынесите ошибки на поля, а ребенок пусть сотрет неправильное, написав правильно.

Ссылка на основную публикацию
Что такое аневризма сосудов головного мозга симптомы
Что такое аневризма сосудов головного мозга, каковы причины ее возникновения, основные признаки, принципы диагностики и лечения? Аневризма – это патологическое...
Что сделать в домашних условиях чтобы не болело ухо
Отит наружного уха – это воспалительный процесс, который может иметь серьезные последствия. Причина – инфекция. Чаще всего заболевание уха сопровождается...
Что сделать чтобы голос охрип без крика быстро
Голос – инструмент капризный, и в холодную, промозглую погоду его легко могут доконать сырость, стрессы, простуды и неправильное питание. Как...
Что такое антиоксиданты и для чего они нужны в организме человека
Антиоксиданты – вещества, признанные панацеей от многих недугов, лекарством от старости. В разных источниках можно встретить информацию о том, что...
Adblock detector