Что такое моральное поведение

Что такое моральное поведение

Современные ученые считают, что корни морали уходят в биологию, а точнее – в особенности строения и работы головного мозга. Средний человеческий мозг способен распознавать эмоции и вживаться в чувства другого человека. Это социально обусловлено и нацелено, главным образом, на сотрудничество.

Вот что пишет по этому поводу известный исследователь головного мозга профессор Dick Swaab (Дик Свааб).

«»Моральные нормы не были выработаны религиями, а возникли в результате эволюции животных, проживающих группами, в т.ч. человека. А религии лишь переняли их. Эти правила призваны способствовать сотрудничеству и взаимной поддержке внутри совместно проживающей группы. Они выполняют функцию социального контракта, который налагает множество ограничений на членов группы.

Моральная психология Дарвина (1859) основывалась не на эгоистической конкуренции между индивидами, а на социальной вовлеченности в жизнь группы. Эволюционно взаимная помощь происходит из любящей заботы животных-родителей о своем потомстве. Впоследствии это распространилось на соплеменников по принципу: кто делает добро, того встречают добром. В какой-то момент сопереживание другому стало самостоятельной целью. И, наконец, этот продукт миллионов лет эволюции, который стал основой морали человека, пару тысячелетий назад был абсорбирован религиями. Следует отметить, что многие мировые политики цинично злоупотребляют этим механизмом, объявляя кого-либо общим врагом своего общества, так как «»общий враг»» – это сильнейший раздражитель для чувства единства сообщества.

Биологическая цель морали – содействие членам своей группы. Когда мы говорим о моральном долге – то это прежде всего преданность своей семье, роду и общине. При обеспечении гарантий выживания и здоровья самых близких, сфера преданности может расширяться – до Евросоюза, Запада, Третьего мира и благополучия животных.

Исследования не показывают достоверных различий в моральных выборах атеистов и верующих. Специалист в этой области Frans de Waal, более того, показал, что люди, действуя, вообще практически никогда не думают о моральной стороне своих поступков. Они действуют быстро и инстинктивно, и это обусловлено мощной биологической основой. Потом, задним числом, человек придумывает обоснование для своих молниеносных и бессознательных действий.

За миллионы лет эволюции наши моральные ценности выстроились на бессознательных универсальных ценностях. При этом развитие морального поведения заметно уже в довольно раннем возрасте, что, в сочетании с моральным поведением животных, является аргументом в пользу биологической природы такого поведения. Маленькие дети, еще не умеющие говорить, утешают членов семьи, испытывающих боль – как у человекообразных обезьян.

Шимпанзе, как и дети человека в возрасте полутора лет, демонстрируют альтруистическое поведение без какого-либо вознаграждения в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Они могут предложить другому шимпанзе палку, как ребенок предлагает карандаш – просто потому что они не могут иначе. И они делают это неоднократно, не получая за это никакого вознаграждения. Таким образом, корни альтруизма уходят очень глубоко.

«»Моральная сеть»» головного мозга

В нашем мозге существует «»моральная сеть»», нейробиологические кирпичики которой постепенно возникли в процессе эволюции. Во-первых, мы воспринимаем эмоции других людей с помощью так называемых «»зеркальных нейронов»». Зрительное восприятие движения рукой, совершаемого другим человеком, стимулирует в Вашем мозге те же клетки, которые бы активизировались, если бы движение рукой совершали Вы сами. Зеркальные нейроны лежат в основе нашего обучения через подражание. Имитационное поведение в значительной мере – автоматическое. Новорожденный младенец человека, которому менее часа от роду, уже в состоянии копировать движения рта взрослых. Зеркальные нейроны задействованы и для эмоций. Они позволяют нам почувствовать, какие эмоции испытывает человек, и они, таким образом, составляют основу эмпатии. Зеркальные нейроны обнаружены в префронтальной коре (ПФК) – самом переднем отделе мозга, а также в других отделах коры головного мозга.

Наша ПФК отвечает за важные компоненты нашей моральной сети. ПФК обеспечивает соотнесение воспринимаемых эмоций с понятиями морали. Она реагирует на социальные сигналы и притормаживает импульсивные эгоистические реакции. ПФК крайне важна для ощущения честности «»договора»». Значение ПФК для нашего морального чувства выявилось на людях с последствиями повреждения этого отдела мозга в результате опухолей, огнестрельных ранений и других поражений, которые могли привести к асоциальному, психопатическому и аморальному поведению. Так, один американский судья получил осколочное повреждение префронтальной коры от взрыва гранаты. После этого у него не возникало больше никаких эмоций по отношению к обвиняемым, и ему пришлось уйти с этой работы. Повреждение ПФК в юном возрасте ведет к расстройствам морального чувства и поведения, которые мы наблюдаем у психопатов. У мужчин, обвиненных в убийствах, обнаружены отклонения в функционировании ПФК. Пациенты с фронто-темпоральной деменцией – болезнью, которая начинается в ПФК, — довольно часто демонстрируют асоциальное и криминальное поведение, в т.ч. непристойные предложения и посягательства сексуального характера, нарушения правил дорожного движения с возможными пострадавшими, физическое насилие, мелкое воровство, но также кражи со взломом и педофилию. Как впоследствии выяснилось, эти изменения в поведении были началом болезненного процесса.

Префронтальной коре принадлежит главная роль в решении моральных проблем, например, задач, в которых для спасения нескольких жизней надо пожертвовать жизнью одного невинного человека. Для большинства людей принять такое решение – дело невозможное, но люди с повреждениями ПФК выдадут очень холодные и крайне обезличенные рассуждения. При принятии подобных страшных решений они не чувствуют ни эмпатии, ни сопереживания.

Читайте также:  Младенец какает после каждого кормления

Помимо ПФК, есть и другие кортикальные и субкортикальные области мозга, которые играют важную роль в нашем моральном функционировании. Это, в частности, самый передний отдел височной доли с миндалевидным ядром, перегородка между желудочками, система вознаграждения (вентральная тегментальная область) и гипоталамус. Все эти области необходимы для мотивации и эмоций нашего морального поведения. Миндалевидное тело также участвует в оценке социального значения выражений лица и соответствующей реакции на него. У убийц и психопатов обнаружены отклонения в функциях миндалевидного тела, что объясняет, почему психопаты меньше реагируют на такие выражения лица, как подавленность и страх. У мужчин, обвиненных в убийстве, обнаружен дефицит функционирования в височной коре.

Таким образом, моральная сеть расположена не только в коре мозга – эволюционно позднем отделе. Эволюционно «»старым»» отделам мозга принадлежит ключевая роль в нашем моральном функционировании. Типичные моральные эмоции, например, чувство вины, сопереживание и эмпатия, стыд, гордость, презрение и благодарность, отвращение, глубокое почтение, возмущение и гнев зависят от взаимодействия вышеупомянутых отделов головного мозга.

Функциональное сканирование головного мозга, выполненное при решении невозможной моральной задачи, например, задушить плачущего младенца, чтобы спасти жизнь большего количества людей, показывает изменение активности в отделах мозга, о которых уже ранее было известно, что их повреждения или новообразования в них могут привести к моральным проблемам.

Но, говоря о позитивной роли моральных импульсов, не следует забывать, что эмпатия не только позволяет лучше понять переживания другого человека, но и дает представление о том, что человек испытывает, если его подвергнуть оскорблениям или пыткам, и кто-то может с воодушевлением пойти по этому пути»».

Корни семи смертных грехов обнаруживаются в мозге

Тему морали и мозга развивает нейропсихолог проф. Margriet Sitskoorn (Маргрит Ситскоорн), которая занимается исследованиями связей между головным мозгом и поведением. В своей книге «»Страсти мозга: почему грешить так привлекательно»» (ориг. на нидерл. «»Passies van het brein – Waarom zondigen zo verleidelijk is, 2010″») она пишет, что известные с начала летоисчисления семь смертных грехов – сладострастие, гнев, зависть, чревоугодие, леность, гордыня и алчность – закреплены в мозге человека, и у каждого из них есть свое место. Используя яркие клинические случаи и результаты научных исследований, Sitskoorn описывает, как эти грехи действуют на центр вознаграждения / наказания в мозге, и какие еще центры головного мозга в них вовлечены.

Каждая из глав книги посвящена отдельному греху. В главе об алчности она описывает случай мужчины, который так увлекся собиранием различных вещей – от холодильников и пылесосов до пустых коробок и старых газет, что буквально выжил себя из дому – ему просто в нем не осталось места. В главе о чревоугодии описывается женщина, которая бы закормила себя до смерти, если бы ее постоянно не контролировали. А в главе о сладострастии описывается мужчина, который, завидев женщину, испытывал потребность коснуться ее груди. Во всех описанных случаях речь идет о повреждениях в определенных частях префронтальной коры.

Как известно, ПФК не только играет важную роль в оценке ситуации и способности поставить себя на место другого, но и регулирует куда более древние инстинкты выживания, в которые уходят корни грехов. Собирательство – это хорошее качество, если дальше следует период ограниченных ресурсов, но во времена изобилия оно должно быть ограничено.

Автор отмечает, что мощное воздействие этих древнейших инстинктов обусловлено их связью с центрами боли и удовольствия. Никто не хочет боли, и все хотят удовольствий, и желательно, чтобы одно другому не мешало. Исследования последних лет с использованием функционального сканирования выявляют сложные паттерны в мозге и позволяют лучше понять, что лежит в основе сильно дезорганизованного поведения.

Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Наряду с нравственным поведением существует безнравственное ,строящееся на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, в то время как безнравственное разрушает его личность.

Основой нравственного поведения является поступок. Поступок несет в себе действие, которое может иметь положительную или отрицательную оценку общества. Поступком можно считать и воздержание от действия, когда человек не стремиться занять какую-либо позицию в возникшей жизненной ситуации.

Оценки, которые общество дает поступкам человека, не всегда объективны, а также не существует определенных критериев этих оценок. Анализ поведения человека исходит из многих факторов, к основным из них относятся:

— Мотивы поведения. Их всегда много и они неоднозначны. Иногда благородные и нравственные мотивы, которыми руководствовался человек, приводят к неблаговидным поступкам.

— Последствия поступков. Их всегда учитывают при вынесение оценки поступку человека. Оценка производится с позиции общественной значимости поступков.

— Реальность, в которой происходил поступок. Она может сделать один и тот же поступок либо значимым для общества, либо общественно порицаемым.

— Средства для достижения цели. Нравственное поведение отрицает возможность использования любых целей, для достижения желаемого результата, так как такие действия приводят к развитию у человека эгоизма и нездорового индивидуализма.

Читайте также:  Как бороться с повышенным холестерином в крови

Нравственное поведение всегда определяется уровнем моральности личности, которая представляет собой систему ценностей и духовных устремлений человека. Главными факторами нравственного поведения становятся моральные убеждения личности, уровень ее культурного развития и волевой настрой. Таким образом, нравственное поведение определяет жизнь личности и воплощает ее понятие о добре и зле, справедливости и счастье через систему поступков в обыденных житейских ситуациях.

Нравственное поведение предусматривает с одной стороны свободу выбора и творчества человека, а с другой – оно ограничено рамками принятых в обществе правил и норм. Это поведение всегда предполагает решать проблемы выбора между личными устремлениями и требованиями общества.

В каждом обществе есть свод правил, оценок, принципов и норм поведения, которые основываются на исторически сложившемся понимании того, что такое хорошо, что такое плохо, и не подлежит критике. Такая организация жизни в обществе называется моралью. Для многих людей это синоним нравственного поведения.

В психологии данное понятие рассматривается не только в коллективном, но и индивидуальном смысле, под моралью понимают уровень самоконтроля личности.

Как появилась мораль, ее сущность

Термин «мораль» имеет латинское происхождение. В буквальном переводе он означает «нрав», «обычай». На протяжении многих веков с момента появления его содержание видоизменялось. В основе понятия лежат законы и традиции государства. Изменение общественного уклада жизни, эволюционное развитие общества влекли за собой трансформацию содержания морали.

В современном обществе это понятие используется в качестве презентации допустимых действий человека. При этом законодательно установленные принципы в отношении людей с различным гражданством на территории одной страны будут действовать по-разному. К «своим» относятся более снисходительно, чем к чужакам. В действующем законодательстве РФ предусмотрено взыскание с гражданина компенсации, если он причинил кому-то моральный ущерб.

Кроме того, общество имеет классовую стратификацию, в различных его слоях господствуют разные правила и нормы поведения. Отождествляя себя с той или иной социальной группой, человек принимает ее правовые устои. У него формируются чувство ответственности за свои поступки, эмпатия, чувство вины, раскаяние.

Сообщения исследователей относительно возникновения и развития нравственности у человека можно объединить в 3 подхода:

  • Когнитивный подход базируется на уверенности ученых в том, что нравственность проходит в своем развитии несколько этапов и соотносится с возрастной периодизацией развития. Основоположниками этого подхода стали Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Э. Тюриель.
  • Биологический подход связывает нравственность с развитием психики. Маленький ребенок еще не способен понимать моральные правила и анализировать поведение других. Взрослый человек, психические функции которого достигли своего максимума, наблюдая то или иное поведение людей, может с уверенностью сказать, морально это или нет. Сторонниками этого подхода стали Д. Хайдт и М. Хоффман.
  • Психоаналитический подход объясняет появление у ребенка способности следовать правилам развития чувства вины и стыда. Основоположником этого подхода является З. Фрейд.

Чувство вины и стыда

Внимание! В разных странах нравоучительные нормы различны. Их содержание обуславливается национальностью, ценностными ориентирами жителей и стремлением государственной власти охранять спокойную жизнь граждан.

Определение морали в разных науках

Науки, изучающие поведение людей, право и законы, особенности разных слоев населения, предлагают различные толкования нравоучений. Однако все эти определения схожи в том, что мораль – это оценка человеком своих поступков с точки зрения их правильности или неправильности.

Важно! В разных обществах отношение к одному и тому же поступку может быть различным, потому что мораль и нравственность личности – это условные характеристики.

Первой наукой, в которой исследователи стали задаваться вопросом, что такое мораль, стала философия. Автором термина «мораль» является Цицерон. Античные философы отождествляли ее с этическими принципами поведения.

Физиологи и биологи установили, что в мозге человека в момент обдумывания вопросов морали не формируется отдельная когнитивная система. Решение вопросов, связанных с нравственным выбором, активизирует нейронные отделы мозга, которые отвечают за объяснение человеком намерений других людей. Эти же отделы мозга отвечают за понимание человеком социальных эмоций. На основании этого исследователи сделали вывод, что мораль участвует в возникновении взаимопонимания между людьми. Физиологическим развитием отдела мозга объясняется и формирование нравственных основ личности в процессе ее взросления.

Психологи, отвечая на вопрос, что значит мораль, связывают ее с личностным развитием человека, с появлением у него способности сопереживать другим, анализировать свое и чужое поведение. С точки зрения психологии, формирование нравственности невозможно без воспитания. Нормы и ценности формируются в семье. Именно здесь опыт нравственного поведения должен передаваться от одного поколения к другому.

Важно! В философии мораль – это этика. В физиологии доказано, что мораль – это такой результат развития мозга. В психологии понятие морали связывается с высоким уровнем воспитанности.

Нормы и принципы морали

Моральные нормы – это регуляторы поведения людей во всех видах общественной жизни: дома, в семье, на работе, в общении с друзьями. Мораль распространяется и на отношения между группами в составе одного общества, а также на отношения между государствами. Через осуждение противоправных действий членами общества реализуется профильный контроль соблюдения норм и правил взаимодействия. Во внутреннем плане контроль нравственности поведения осуществляется совестью человека.

Читайте также:  Что делать если глаз вытекает

Моральные нормы можно сравнить со шкалой для оценки правовых, политических и эстетических действий индивида. Понять, как морально организована жизнь в обществе, можно, если познакомиться с особенностями государственного управления в нем, его традициями и формами выражения общественного мнения.

Однако не всегда соблюдение моральных норм – это результат хорошего воспитания, сформированности у человека нравственных образцов поведения. Человек может контролировать свое поведение и поступки из страха наказания. Нарушение норм морали влечет за собой ответственность и санкции.

Дополнительная информация. Моральные нормы – это не просто обычаи и традиции. Они имеют идейную основу в сознании человека. Руководствуясь ими, человек не только решает, как поступить в той или иной ситуации, он имеет представления о допустимости и недопустимости того или иного поведения в общем.

Принципы морали – это кратко сформулированные основные нравственные требования общества. Они направляют поведение людей и действуют одновременно на всех членов общества. Через них формируется национальная культура. К основным нравственным принципам относятся:

  • Принцип гуманизма, согласно которому человек – это наиболее важная ценность;
  • Принцип альтруизма, требующий бескорыстного служения близким;
  • Принцип милосердия говорит о том, что любовь должна быть сострадательной и деятельной, любящий человек должен быть готов помочь близкому;
  • Принцип коллективизма говорит о воспитании потребности человека содействовать достижению общей цели;
  • Принцип отказа от индивидуализма означает запрет противопоставления отдельного индивида группе, осуждение эгоизма;
  • Принцип сознательности отражает, насколько вдумчиво человек относится к своим поступкам.

Важно! Нравственные принципы являются критериями воспитанности граждан.

Назначение морали в жизни человека

Моральностью пронизана вся жизнь человека. Это объясняется тем, что в повседневной жизни индивид взаимодействует с разными людьми. Люди зависят друг от друга, испытывают потребность в социальном взаимодействии и общении. Один человек не может достичь высоких результатов, но, работая в коллективе, он ощущает свой вклад в общее дело. Чтобы люди, работая вместе, сохраняли уважительное отношение друг к другу, было решено ввести правила жизни в обществе, которые равноценны моральным принципам. Их элементами являются:

  • Моральное сознание;
  • Моральная деятельность;
  • Высоконравственные отношения.

Что значит «вести себя морально»? Это значит подчинять свои действия социальным этическим образцам. Регулирование действий одного человека является проявлением коллективной воли общества. Идеалы социального поведения – это результат попытки людей согласовать интересы одного индивида и позиции общества.

Внимание! Мораль не является специально организованной деятельностью, в отличие от таких явлений общественной жизни, как искусство, религия, наука. Сегодня не существует таких учреждений, которые регулировали бы развитие моральности. В развитие морали не вкладываются силы и средства, какие предусмотрены для развития науки и искусства. В этом заключается парадоксальный смысл морали: она неуловимая, но всеобъемлющая.

Мораль выполняет такие функции, как регулятивная, оценочная, воспитательная, контролирующая, интегрирующая.

Регулятивная функция

Это главная функция морали. К ней относятся определение признаков допустимого поведения и самоконтроль действий индивида.

Оценочная функция

Мораль разделяет все социальные явления на характерные группы: хорошие и плохие. Примерами такого разделения могут стать милосердие, помощь, взаимовыручка, оцениваемые людьми как положительные проявления личности; кража, обман, подлость, рассматриваемые как вред и безнравственное поведение.

Примечание. Если человек способен дать оценку тому или иному явлению, значит, у него сформированы моральные основы мировоззрения.

Оценивание – показатель развитой нравственности

Воспитательная функция

Посредством воспитательных воздействий формируется нравственность. Перенимая от старших поколений образцы поведения, младшие усваивают законы жизни в обществе. Воспитание позволяет соединить в человеке общественные интересы и личные. Главная задача воспитания – научить человека добиваться своей цели, не ущемляя при этом интересы других людей.

Контролирующая функция

Данная функция предписывает морали осуществлять контроль выполнения норм и правил поведения в обществе. В качестве способов реализации этой функции выступают осуждение, санкции и совесть.

Интегрирующая функция

Данная функция призывает мораль устанавливать единство между человечеством в целом и духовным миром отдельной личности в частности.

Мораль и этика

Мораль и этика имеют определенное сходство. У них есть и различные черты. Главные различия этики и морали заключаются в следующем:

  • Этика с давних времен является наукой, которая содержит идеальные примеры социального поведения. Мораль не является наукой, это сторона реальной общественной жизни людей.
  • Этика отвечает на вопрос «Как должен себя вести человек?». Мораль отвечает на вопрос: «Зачем человеку соблюдать правила и нормы поведения?»
  • Этика – более широкое понятие. Мораль является предметом изучения этики.
  • Содержание этики является относительно постоянным, в то время как содержание морали меняется вместе с социально-экономическими изменениями в обществе.

Дополнительная информация. Сегодня этика признается практическим вариантом философии, один из разделов которой посвящен изучению моральной системы общественного поведения.

Значение морали в человеческом обществе

Для жизни современного человека значение морали – это определение способа взаимодействия с людьми. Этические условия совместной деятельности оправданы необходимостью взаимного уважения людей в коллективе.

Человек не может жить вне общества. Для успешной социализации и возможности быть полезным он должен подчиняться нормам и правилам группового взаимодействия. Когда человек стоит перед моральным выбором, он всегда должен думать о том, как отреагируют на его поступок близкие.

Роль морали в обществе

Видео

Ссылка на основную публикацию
Что такое замирание плода
Замершая беременность – та, при которой наблюдается внезапное прекращение развития плода и его гибели, но выкидыша нет. Женщина долгое время...
Что такое аневризма сосудов головного мозга симптомы
Что такое аневризма сосудов головного мозга, каковы причины ее возникновения, основные признаки, принципы диагностики и лечения? Аневризма – это патологическое...
Что такое антиоксиданты и для чего они нужны в организме человека
Антиоксиданты – вещества, признанные панацеей от многих недугов, лекарством от старости. В разных источниках можно встретить информацию о том, что...
Что такое инвазия при раке
Каждый пациент на приёме у врача больше всего боится, что у него заподозрят или, что хуже, найдут новообразование. Однако мало...
Adblock detector