Характеристика детей с нарушениями интеллекта

Характеристика детей с нарушениями интеллекта

В человеческом сообществе вряд ли можно найти 2-х одинаковых людей. Каждый человек – это индивидуальная личность с оригинальными чертами и качествами. В этом отношении взрослые и дети с нарушением интеллекта не являются исключением. Даже люди с умственными недостатками, принадлежащие к одной из самых многочисленных групп лиц с ограниченными возможностями в современном обществе, не образуют однородную группу. Они разные.

Определение умственной неполноценности

По мере того, как происходят изменения в понимании нарушений интеллекта, обновляются и определения расстройства. Например, характеристика нарушений интеллекта, представленная ВОЗ, определяет их следующим образом: «Состояние остановленного или неполного психического развития, характеризующееся, в частности, нарушением навыков, проявляющимся на протяжении всего периода развития, затрагивающим все компоненты интеллекта, т.е. познавательные, речевые, двигательные, социальные способности. Нарушение может возникать одновременно с другими соматическими или психическими расстройствами, либо без них». (ВОЗ, МКБ-10).

Другое определение говорит о «неспособности достичь соответствующей степени интеллектуального развития (менее 70% от нормы), несмотря на получение соответствующей воспитательной стимуляции».

Американская ассоциация по вопросам умственной отсталости и пороков развития (AAIDD – American Association on Intellectual and Developmental Disabilities) определяет нарушение интеллекта следующим образом: «Умственная отсталость – это сниженные способности, характерные значительными ограничениями интеллектуальных функций и адаптивного поведения, что отражено в концептуальных, социальных, практических адаптивных навыках. Расстройство проявляется до 18-летнего возраста». В дополнение к границе в 18 лет (проявляющееся нарушение интеллекта у подростков), некоторые авторы указывают на более ранний период – 2-летний порог, причем, нарушение, развивающееся после этого возраста, называется деменцией.

AAIDD излагает 5 предположений для применения предыдущего определения:

  1. Уменьшение текущей функциональности необходимо судить по отношению к окружающей среде и обществу, типичному для возраста и культуры личности.
  2. Учитывает культурное и языковое разнообразие.
  3. Учитывает индивидуальные различия в общении, восприятии, движении, поведении.
  4. У каждого человека, помимо ограничений, учитываются его сильные стороны.
  5. Одновременно с определением поражения человека следует разработать индивидуальную целевую систему поддержки – при ней качество жизни человека с нарушением интеллекта будет улучшено в целом.

Из этого определения становится очевидным тот факт, что умственная отсталость является переменной. Она не зависит исключительно от поражения человека, но также учитывает влияние внешней среды. Особое внимание уделяется важности целенаправленной поддержки, основанной на конкретных навыках и потребностях людей с психическими расстройствами.

Сегодня для диагностики нарушений интеллекта используются различные способы и подходы, позволяющие учитывать различные взгляды на проблему. Из этих подходов исходит миссия служб, предоставляемых людям с ограниченными возможностями.

Причины нарушений интеллекта

Нарушение интеллекта у детей дошкольного возраста может быть вызвано внутренними или внешними причинами, причем оба компонента взаимосвязаны. Внутренние влияния включают нарушения в структуре или функции генетического аппарата. Сюда относятся психические расстройства, вызванные хромосомными аберрациями (синдром Дауна, синдром Тернера), дефектами количества половых хромосом, нарушениями метаболизма, полигенным наследованием.

Внешние причины разделяются в соответствии с периодом, в котором они действуют. От зачатия до рождения принимаются во внимание:

  • биологические факторы (бактерии, вирусы);
  • химические эффекты (алкоголь, наркотики, никотин);
  • физические факторы (рентгеновское излучение, травмы).

Классификация ментальных нарушений

Следующая классификация описывает некоторые особенности, общие для людей с определенной степенью нарушений интеллекта. Однако важно подчеркнуть, что из-за индивидуальности каждого человека невозможно подходить к людям с ментальными расстройствами исключительно на основе этих характеристик.

Легкая степень (IQ 50-69)

Эти дети способны соблюдать некоторые правила логики, но в их общении отсутствует большинство абстрактных понятий, они используют конкретные обозначения. Преимущественно они достигают полной независимости в личном уходе и практических домашних навыках, даже если их развитие идет медленнее по сравнению со стандартным. Это дает относительно хорошую возможность для их проявления на рынке труда.

Средняя степень (IQ 35-49)

Обучение этих детей ограничено механическими условностями. Для фиксирования чего-либо существует потребность в частом повторении. Они могут справляться с обычными привычками, простыми навыками, особенно в области самообслуживания, выполнять простые рабочие задачи, при условии отсутствия необходимости в скорости и точности.

Тяжелая степень (IQ 20-34)

Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта представлены способностью понимания только основных контекстов и отношений. Ограничения также очевидны в речевых навыках. Он осваивает несколько ошибочно сочлененных фраз, которые, кроме того, использует неточно. Иногда дети с этой степенью расстройства интеллекта вообще не разговаривают. Их обучение сильно ограничено, требует долгосрочных усилий. Тем не менее, благодаря систематическому, квалифицированному реабилитационному и образовательному уходу, можно поспособствовать развитию двигательных навыков, способности общения этих людей, что улучшит их качество жизни.

Глубокая степень (IQ ≤ 19)

Часто речь идет о комбинированном расстройстве. Познавательные способности почти не развиваются, как и артикулированная речь. Люди с такой степенью поражения в наибольшей степени способны различать известные и неизвестные стимулы, реагировать на них с удовольствием или неприязнью.

Другие умственные расстройства

Определение степени нарушения интеллекта затруднено из-за связанных соматических или сенсорных расстройств, аутизма или тяжелых поведенческих дефектов.

Неопределенная умственная отсталость

Это обозначение используется в случаях, когда детская умственная недостаточность доказана, однако трудно или невозможно определить ее уровень, следовательно, отнести человека к одной из предыдущих категорий.

Детский аутизм

Детский аутизм входит в число первазивных расстройств развития. Это группа, характеризующаяся качественным нарушением взаимного социального взаимодействия на уровне общения и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.

  • В общении. Ребенок не реагирует на свое имя, не говорит, что хочет, имеет замедленное развитие речи, не отвечает на наставления. Иногда создается впечатление, что малыш глухой. Он не махает рукой на прощание, сказав несколько слов, останавливается. Частота детского аутизма оценивается в 5-10/10000 детей; чаще расстройство регистрируется у мальчиков.
  • В социальном взаимодействии. Отсутствие социального сотрудничества. Ребенок предпочитает играть в одиночку, он очень независим, плохо поддерживает зрительный контакт, не интересуется другими детьми. Создается впечатление, что он живет в своем собственном мире.
  • В поведении. Для ребенка характерны истерики, негатив, неспособность к сотрудничеству. Он может целый день заниматься определенными вещами, ходит на цыпочках, не знает, как играть с игрушками, все складывает в ряд, преувеличенно реагирует на определенные материалы или звуки, делает особые движения.

Показатели детского аутизма:

  • до 12 месяцев не «агукает», не жестикулирует, не машет рукой на прощание;
  • до 16 месяцев не использует слова;
  • до 24 месяцев не использует предложения;
  • потеря любых речевых или социальных способностей в любом возрасте.

Интеллект аутистов

Только очень небольшой процент детей с аутизмом имеет некоторые существенные способности, которые можно определить как «изобретательные». Аутизм в основном связан с психическими расстройствами.

Общение в школьном коллективе

Аутисты в школьном коллективе выглядят как инопланетные гости: показывают поведенческие проблемы, кричат, разрушают вещи, имеют проблемы с адаптацией.

Образовательное общение с аутистами

При нарушении интеллекта у дошкольников важно помочь им понять окружающую среду, максимально облегчить общение с ним. Ребенок нуждается в определенном порядке, чтобы иметь возможность ориентироваться в хаотичном для него мире.

Где искать помощь?

Можно обратиться в детскую психиатрию, неврологию, специальный педагогический центр для расстройств аутистического спектра.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера также относится к первазивным расстройствам развития. Ребенку трудно общаться, создавать социальные связи, у него имеется недостаток воображения. Дети с этим синдромом могут быть заинтересованы в общественной жизни, но для них проблематично понимание невербальной коммуникации. Они имеют особые интересы (изучение списков, расписания автобусов на память), могут долго говорить о своих интересах, не понимая, что окружению это не интересно, настойчиво доказывают свое мнение.

При синдроме Аспергера типична важность только собственного удовлетворения, чувство необходимости и желание угодить родителям и другим членам семьи, в отличие от других детей, у них отсутствует.

О синдроме Аспергера сегодня имеется мало данных. Вероятно, он возникает гораздо чаще, чем аутизм. Важно своевременно выявить расстройство, обеспечить ребенку правильную воспитательную и образовательную помощь еще в детстве, чтобы научить его управлять возникающими трудностями. Ребенок с синдромом Аспергера плохо реагирует на изменения, не понимает правил игры.

Интеллект детей с синдромом Аспергера

Умственный интеллект – в норме, у определенного процента детей даже проявляются способности выше средних, но эмоциональный и социальный интеллект находится в значительном дефиците. Люди с синдромом Аспергера испытывают трудности в понимании социальных ситуаций, им тяжело понять чувства других людей, поставить себя на их место.

Общение в школьном коллективе

Дети с синдромом Аспергера часто неподобающе ведут себя ​​в классе, неадекватно реагируют на плохую оценку – кричат, плачут, бегают по классу, отказываются общаться с учителем. Из-за такого поведения другие дети могут их либо игнорировать, либо обижать.

Образовательное общение

В вопросе, как развить ребенка с нарушенным интеллектом, страдающим синдромом Аспергера, важен авторитет. Но достигать его следует не криком и силой, а любовью и пониманием. Нельзя использовать телесные наказания, прерывать деятельность ребенка без предупреждения. Спросите его, что помогает ему успокоиться. Важна похвала, отсутствие иронии, метафор.

Читайте также:  Камедное дерево

Конкретный возраст для диагностики синдрома Аспергера

Первые симптомы не так однозначны, как при аутизме. Развитие речи не задерживается, как и психическое развитие (преимущественно), поэтому расстройство часто диагностируется позже. Средний возраст определения синдрома Аспергера – 11 лет.

Где искать помощь?

Как и при аутизме, целесообразно обратиться в детскую психиатрию, неврологию, специальный центр для расстройств аутистического спектра.

Синдром Дауна

В большинстве случаев синдром Дауна диагностируется после рождения. Родители испытывают разочарование, и даже шок из-за того, что их малыш «не такой», как они ожидали. Это нетипичная и сложная ситуация. Иногда требуется помощь специалиста в области психологии.

Признаки синдрома Дауна проявляются вскоре после рождения. Для новорожденного с этим расстройством типичны наклонные глаза, между внутренним углом глаз и носом имеется складка. Следующий признак – сплющенный нос, широкий лоб, короткая толстая шея, на которой кожа якобы висящая. Расстройство характеризуется низко расположенными ушами, большим языком, что приводит к дискомфорту человека – он почти постоянно имеет открытый рот, т.к. язык в нем не помещается.

Новорожденные младенцы имеют нарушения мышечного тонуса – мышцы очень слабы, как будто тряпичные. По мере роста, становятся все более заметными другие признаки болезни. Они включают низкий рост, сильное телосложение, короткие пальцы на руках.

Есть много осложнений, связанных с болезнью. Наиболее распространенные – заболевания сердца. В течение короткого времени проявляется нарушение психомоторного развития – ребенок психически или физически не развивается должным образом. Ментальный уровень человека с синдромом Дауна снижен, IQ колеблется в пределах 30-60 баллов.

Методы воспитания при синдроме Дауна

Опыт родителей и экспертов показывает, что развитие детей с этим расстройством протекает вполне нормально, но оно намного продолжительнее и медленнее. Каждый прогресс, в сравнении с другими детьми, где все проходит более или менее естественно, является результатом интенсивных упражнений и/или целевого обучения. Поэтому воспитание и обучение ребенка с синдромом Дауна более требовательное; необходимо терпение, индивидуальный подход.

Диагноз в основном касается моторического и речевого развития. Напротив, в эмоциональной и социальной области эти дети часто значительно превосходят своих сверстников. При правильной помощи они осваивают принципы повседневной деятельности, включая:

  • самообслуживание;
  • чтение и письмо;
  • активное участие в семейной жизни;
  • занятия различными видами спорта;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • обучение танцам и множество других навыков.

Однако, такой прогресс обычно занимает длительное время, требует больших усилий, работы, постоянного повторения.

Когда идти к врачу?

В случае присутствия в семье человека с синдромом Дауна, в рамках планирования беременности, рекомендуется пройти генетический тест.

Советы в заключение

Имейте в виду, что обучение навыкам общения поспособствует приобретению других навыков, хотя на первый взгляд это может быть не очевидным. Работа с ребенком, направленная на улучшение способностей к общению, поможет вам легче сориентироваться в социальных ситуациях, научиться вести себя соответственно конкретному случаю.

Цель состоит в осознании ребенком важности завершения каждого действия. Узкий акцент на развитие навыков сопряжен с риском чрезмерного сосредоточения на действиях малыша. Подражайте тому, что делает ребенок, попытайтесь войти в его мир. Посмотрите на вещи с его точки зрения, не пытайтесь приспособить малыша к «вашему» миру.

В данной статье описаны психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта.

Скачать:

Вложение Размер
psihologo-pedagogicheskie_osobennosti_detey_s_narusheniem_intellekta.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта

Под нарушение интеллекта (умственная отсталость) отечественными специалистами понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга (наследственного или приобретенного).

Выделяют две основные формы нарушения интеллекта: олигофрению и деменцию.

При олигофрении имеет место раннее, внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Особенности проявления интеллектуальной недостаточности связаны лишь с возрастными закономерностями развития ребенка.

При олигофрении выделяют три степени нарушения интеллекта: дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильность – легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении (коэффициент интеллекта 50-69). Характеризуется низким уровнем познавательных процессов, главным образом абстрактного мышления, слабым волевым контролем поведения.

Имбецильность – средняя степень олигофрении (коэффициент интеллекта 20-49). Словарный запас скудный, детей не удается обучить счету и чтению, можно привить элементарные трудовые навыки.

Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении (коэффициент интеллекта менее 20). При идиотии мышление и речь не развиваются; влечения и эмоции элементарны, не корригируются.

Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов. Известно, что при нарушении интеллекта оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Часто восприятие страдает из-за снижения, у детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей.

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп. Детям с нарушением интеллекта требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину или текст). Они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами.

Дети с нарушением интеллекта выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

При предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций (нелепость изображенного им понятна) не отмечается выраженных эмоциональных проявлений. Это объясняется не только различиями их эмоциональных реакций, но и пассивностью процесса восприятия. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Для детей с нарушением интеллекта характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9 летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.

Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования (В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев, Н. М. Стадненко, Ж. И. Шиф и другие), все эти операции у детей с нарушением интеллекта недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

Недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется, прежде всего, в недостаточности логического мышления, нарушении подвижности психических процессов, инертности мышления. Слабость логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

Темп мышления замедлен, характерна инертность психических процессов, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов. В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего, функции отвлечения и обобщения. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недостаточности сложных эмоций и произвольных форм поведения.

Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки.

Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства.

Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок.

Они, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех детей с нарушением интеллекта характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Они обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.

У таких детей позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Как отмечают Л.В. Занков и В.Г. Петрова, слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения.

Воспроизведение – процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит детей с нарушением интеллекта к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память слабо развита.

Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости.

У таких детей отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.

Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с нарушением интеллекта отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.

По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.), у детей с нарушением интеллекта страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

У данной категории детей выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона.

Это связано с тем, что при возникновении трудностей дети не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

У детей с нарушением интеллекта проявляется не только не сформированность познавательной деятельности, но и нарушение эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей.

Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и тому подобное. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния – эйфория, дисфория, апатия). Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, дети с нарушением интеллекта предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки.

Из-за не посильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов детей с нарушением интеллекта. Все отмеченные особенности психической деятельности детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).

Онлайн-конференция идёт регистрация

«Особенности работы и пути взаимодействия школьного педагога с детьми с умственной отсталостью в начале учебного года»

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников
онлайн-конференции

8 – 10 сентября 2020г 19:00 (МСК)

Реферат по теме:

Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта .

Оглавление

1 .Введение

2 . Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта

2.1.Теоретические основы психолого-педагогической характеристики детей с нарушением интеллекта

2.2. Психическое развитие детей с нарушением интеллекта

2.3. Особенности психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми с нарущениями интеллекта.

3 .Заключение

4 .Список литературы

Введение

Проблема воспитания и обучения детей с отставанием в развитии является одной из самых актуальных в современном обществе.

В настоящее время очень много детей с отстающим развитием, которые нуждаются в квалифицированной помощи и просто дружеской поддержке со стороны общества.

Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта

Теоретические основы психолого-педагогической характеристики детей с нарушением интеллекта

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Большинство среди умственно отсталых составляют лица имеющие медицинский диагноз олигофрения. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни. Многие из них практически здоровы. У них не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

Меньшая по численности группа – лица, у которых умственная отсталость возникла после трёх лет. В результате травм головного мозга различных заболеваний (менингита, энцефалита, менинго-энцефалита) произошёл распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией .

Н. М. Назарова обращает внимание на то, что интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например, у ребёнка четырёх лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга, может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов.

Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями центральной нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость углубляется, достигает тяжёлой степени.

Достаточно часто в настоящее время можно встретить детей, у которых умственная отсталость осложнена дополнительными психопатологическими синдромами: гипердинамическим, психопатоподобным, эпилептиформным, неврозоподобным.

Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам.

Согласно международной классификации, выделяют четыре формы умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация, согласно которой выделяется три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию.

Так как ссылки на нее часто встречаются в специальной литературе целесообразно соотнести ее с современной классификацией.

Дебильность – легкая степень умственной отсталости, встречается значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения( в детском саду или школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида. После окончания школы лица с нарушением интеллекта могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обучение в производственных училищах. Они дееспособны, т.е. общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т.д. Умеренная умственная отсталость является пограничной между дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специальной (коррекционной) школе VIII вида, выделяются в особую группу. Не все из них могут усвоить учебную программу

Имбецильность – тяжелая умственная отсталость, выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие малыши позже начинают держать головку (к четырем – шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Значительно позже начинают ходить (в три года и позже). У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления». Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Нарушено произношение многих звуков. Существенно страдает моторика, поэтому эти дети с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания, чем дети с умеренной умственной отсталостью.

Их познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усваивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, поэтому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы они могут выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую высококвалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов). Практика показала, что лица с тяжелой умственной отсталостью прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, давая возможность самореализоваться.

Идиотия – глубокая умственная отсталость, выявляется в первые месяцы жизни ребенка. У таких детей снижены пороги чувствительности, наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, праксиса, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Лицам с глубокой умственной отсталостью даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окружающем мире.

Чаще всего они определяются в интернатные учреждения Министерства здравоохранения и социального развития и труда, где за ними осуществляется уход.

Психическое развитие детей с нарушением интеллекта

Дети с нарушением интеллекта, имеющие диагноз «олигофрения», с ранних лет отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников.

В младенчестве у них в иные сроки, чем у нормально развивающихся детей, формируются навыки прямостояния: они позже начинают держать головку, переворачиваться, стоять с опорой, сидеть, ползать, ходить. Значительно задерживается социально – эмоциональное развитие, которое характеризуется бедными эмоциональными реакциями на появление близкого взрослого, его улыбку, ласковые слова. Улыбка у малыша с нарушением интеллекта появляется к 5 – 6 месяцам и позже (при нормальном развитии – к 2 – 3 месяцам). Она кратковременна

Развитие хватания и установление глазодвигательных координаций у младенцев с нарушением интеллекта протекает в более поздние сроки, поэтому окружающее его предметное пространство ребёнок начинает осваивать позже. Стёртость эмоциональных реакций, отсутствие интереса к окружающему миру тормозят развитие манипулятивной и предметной деятельности.

Таким образом, у малыша с нарушением интеллекта к году наблюдается запаздывание и качественное своеобразие ведущих новообразований младенческого возраста.

Чем более выражена степень снижения интеллекта у ребёнка, тем заметнее отставание в сроках становления новообразований этого возрастного периода.

В раннем возрасте , не все малыши с нарушением интеллекта начинают ходить, у некоторых становление этой функции задерживается до 2 – 3 лет. Походка длительное время остаётся неустойчивой, раскачивающейся, неуклюжей.

У малышей с нарушением интеллекта более продолжительное время, чем у нормально развивающихся сверстников наблюдается полевое поведение, слабый интерес к предметному миру. Этих детей характеризует общая эмоциональная вялость, апатичность, патологическая инертность. Дети проявляют кратковременный интерес к игрушкам, не овладевают способами обращения с ними, совершают стереотипные, однообразные действия, многие из которых являются неадекватными. Предметную деятельность в раннем возрасте они полноценно не осваивают вследствие отсутствия стремления к активному познанию окружающего мира, несфомированности подражания, из-за низкого уровня развития общения, восприятия, моторики

Речевое развитие детей характеризуемой категории также своеобразно. У большинства детей в раннем возрасте речь не появляется, а начинают говорить они в младшем и среднем дошкольном возрасте.

К трём годам они не выделяют себя из окружающего мира, как их нормально развивающиеся сверстники. У них не складывается представление о себе, отсутствуют личные желания.

В дошкольном возрасте те нарушения, которые были незаметны или малозаметны для окружающих взрослых в раннем возрасте, становятся более яркими.

У дошкольников с нарушением интеллекта не получают должного в этом возрасте развития игровая, трудовая, продуктивная деятельность, а также общение, которые активно осваиваются детьми с нормальным психическим развитием. Это обусловлено несформированностью или недостаточным развитием психических процессов: внимания, восприятия, памяти мышления. (Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина).

У дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии ярко проявляются нарушения в познавательной сфере. На первый план выступают нарушения внимания: внимание детей трудно собрать, у них повышенная отвлекаемость, рассеянность.

В дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта резко проявляются нарушения памяти. Особенно трудны им для запоминания инструкции, в которых определяется последовательность действий. У этих детей к концу дошкольного возраста не формируются произвольные формы психической деятельности: произвольное внимание, произвольное запоминание, произвольное поведение.

Ведущей формой мышления у дошкольников с нарушением интеллекта является наглядно – действенное мышление, хотя оно не достигает того уровня развития, как у нормального развивающихся детей. К концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальными проблемами, не получившими специальную коррекционную помощь, «фактически отсутствует возможность решения наглядно – образных задач».

Таким образом, к концу дошкольного детства у детей с проблемами интеллектуального развития, не прошедшими специального обучения, отсутствует готовность к учебной деятельности.

Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная. Учебная деятельность школьников с проблемами интеллектуального развития имеет свои особенности, которые определяются уровнем их психофизического развития.

В физическом развитии дети с нарушением интеллекта отстают от нормально развивающихся сверстников. Это отражается в более низком росте, весе, объёме грудной клетки. Сила, быстрота и выносливость развиты хуже, чем у нормально развивающихся детей. (А.А. Дмитриев, Н.П. Вайзман, В.М. Мозговой). Своеобразие психомоторики у этой категории детей состоит в том, что развитие высоких уровней деятельности сочетается у них с резким недоразвитием, более простых форм действий.

Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и лёгкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объёмом.

У школьников с нарушением интеллекта снижен объём восприятия , замедлена его скорость.

В исследованиях Л.В. Занкова, Х.С. Замского, Б.И. Пинского и других учёных выявлены качественные особенности памяти детей с нарушением интеллекта. Отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причём нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения рече вого развития . При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.

У школьников с нарушением интеллектуального развития значительно нарушено мышление (Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова и др.) Основным недостатком мышления является слабость обобщений. Мышление также характеризуется косностью, тугоподвижностью.

Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью и недоразвитием. (Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, С.Я. Рубинштейн и др.). Эмоции детей недостаточно дифференцированны: переживания примитивны, полюсны., часто неадекватны и непропорциональны воздействиям окружающего мира по своей динамике.

У школьников с нарушением интеллекта нарушены волевые процессы . Многие школьники безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить её определённой цели.

Особенности психического развития школьников с нарушением интеллекта, возрастные изменения, связанные с перестройкой организма ребёнка, особенно в подростковом возрасте, существенно затрудняют усвоение детьми нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений. При неблагоприятных условиях жизни у школьников с нарушением интеллекта могут возникать трудности в поведении.

Особенности психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта.

В России действует широкая сеть специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с нарушением интеллекта.

Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствующей инструкции. Обследование детей проводится в присутствии родителей (или лиц, их заменяющих). Подростки старше 12 лет, обратившиеся сами в ПМПК, могут приниматься без родителей.

Основными задачами специальных учреждений являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоциональной сферы школьников с нарушением интеллекта, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. Обучение ведется по специальным программам, учитывающим психофизические особенности детей и подростков с нарушением интеллекта и возможности их обучения, оно продолжается девять – одиннадцать лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика.

Процесс обучения детей с нарушениями интеллекта – это целостная система, состоящая из логически последовательных структурных связей в учебном процессе.
Эти связи складываются последовательно, они дополняют друг друга, осуществляются в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.

Содержание обучения адаптировано с учетом возможностей детей. Значительно снижены по сравнению с программой массовой школы объем и глубина изучаемого материала. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучается.

Усвоение учебного материала детьми с нарушением интеллекта растянуто во времени и происходит низкими темпами.

Помимо предметов общеобразовательной подготовки вводятся специальные дисциплины (развитие речи на основе ознакомления с окружающим, социально – бытовая ориентировка и др.) со своим своеобразным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразовательной школе. На этих уроках решаются коррекционные задачи: расширяются, обогащаются, уточняются и систематизируются представления и знания детей об окружающем мире, как предметном, так и социальном, осуществляется коррекция восприятия, мышления, речи, дети знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту.

Заключение

Причинами возникновения умственной отсталости могут быть наследственные заболевания, различного рода патогенные факторы, внутриутробные инфекции, нейроинфекции.

Для умственно отсталых детей является характерным выраженная задержка в развитии высших психических функций, ограничения в возможностях развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей, делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

Ссылка на основную публикацию
Фуросемид табл
Инструкция русский қазақша Торговое название Международное непатентованное название Лекарственная форма Состав Одна таблетка содержит активное вещество – фуросемид – 40...
Функционирующий артериальный проток у новорожденных
(Открытый артериальный проток) Jeanne Marie Baffa , MD, Sidney Kimmel Medical College at Thomas Jefferson University Last full review/revision November...
Функция месячных
Месячные — это естественное и нормальное событие в жизни девушки. Оно говорит о здоровье и способности к продолжению рода. Но...
Фуросемид уколы показания к применению
Фуросемид – петлевой диуретический препарат, который также помогает при сердечной недостаточности и гипертензии. Состав и форма выпуска Действующее вещество препарата...
Adblock detector