Синдром недостатка внимания и гиперактивности – распространенное нарушение поведенческого характера у детей, мешающее их социализации, успеху в учебе.
Установить точную причину развития такой особенности у ребенка сложно. Однако современные методики диагностики, профилактики и лечения, позволяют выявить синдром в раннем возрасте, и уже к 7 годам скорректировать его, выровняв состояние пациента до общепринятой нормы.
Из-за особенностей психоэмоционального развития, такие ребята без необходимой комплексной терапии в подростковый период, особенно склонны к возникновению проблем поведенческого характера.
Причины возникновения
Синдром дефицита внимания может проявляться у ребят в любом возрасте: в 3-4 года, в 5-8 при первом столкновении с системным обучением, в 9 на пороге полового созревания. Это зависит от факторов, способствовавших формированию детского диагноза СДВГ, психологических особенностей у ребенка, выявления признаков синдрома врачами.
Причины возникновения дефицита внимания у детей условно делятся на несколько групп.
Факторы, влияющие на формирование плода на этапе вынашивания:
- обвитие пуповиной;
- сложные, слишком продолжительные или стремительные роды, повлекшие за собой повреждение головы или позвоночника;
- сложная экологическая обстановка, повышенное содержание токсичных веществ в воздухе и воде;
- инфекционные заболевания, перенесенные матерью при беременности;
- угроза выкидыша;
- прием лекарств во время вынашивания плода;
- злоупотребление алкоголем, сигаретами, наркотическими веществами;
- асфиксия.
Факторы, влияющие на развитие ребенка после рождения:
- порок сердца;
- бронхиальная астма;
- сердечная недостаточность;
- лекарственные препараты, оказывающие нейротоксичное действие;
- болезни, протекающие с температурой выше 39 градусов.
Генетически обусловленные случаи происходят из-за сбоя в гене, отвечающем за выработку дофамина, функцию дофаминовых рецепторов.
В таком случае синдром развивается в случае дополнительного воздействия провоцирующих факторов. То есть, по наследству передается только предрасположенность к СДВГ.
Симптоматика
Симптомы и признаки СДВГ (дефицита внимания) у детей в 3-4 года, 6-7 лет и в 9 лет, значительно различаются. Из-за отличий в особенностях физиологии, преобладании типов деятельности и способов познания окружающего мира. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее получится его скорректировать, помочь ребенку развиться до нормы.
В раннем детстве
Установить наличие отклонений возможно в первые годы жизни, так как врожденный СДВГ будет проявляться с первых месяцев.
Признаки синдрома дефицита внимания у маленьких детей:
- при переутомлении, вместо смены деятельности на спокойную или засыпания, впадает в истерику;
- высокий мышечный тонус – младенец постоянно пытается избавиться от плотно прилегающей одежды, подгузников;
- слишком раннее развитие – новорожденный раньше сверстников начинает держать головку, ползать, ходить;
- нарушения сна – ребенок спит урывками, часто просыпается, кричит, общая длительность сна ниже нормы;
- резкие изменения окружающей среды: яркий свет, громкая музыка, новые люди – вызывают истерику;
- внимание не задерживается надолго на новой игрушке.
При выявлении подозрительных особенностей поведения у совсем маленьких детей, требуется полноценная диагностика, позволяющая выявить первоначальную причину, сопутствующие факторы и рано начать коррекционную работу, которая уже к 1 классу школы позволяет довести поведение до нормы.
Подобные симптомы могут быть показателем и более серьезных отклонений в развитии, поэтому игнорировать их нельзя.
У дошкольников и младших школьников
Более явно, специфично, СДВГ начинает раскрываться после 3 лет. В период систематической познавательной деятельности, для которой необходимо постоянно задействовать внимание, память, речь, обостряются большинство признаков:
- громкая, быстрая, сбивчивая речь, болтливость;
- частая смена деятельности при том, что начатое дело до конца не доводится;
- бурное проявление эмоций;
- избегание рутинных, монотонных дел;
- частая смена настроения;
- импульсивность;
- слабо развитый инстинкт самосохранения;
- проблемы с концентрацией внимания;
- проблемы с обучением при высоком показателе интеллекта;
- сложности в общении со сверстниками;
- слабо развитая координация;
- скудность эмоционального компонента.
Даже слабые проявления 2-3 пунктов являются поводом для обращения к детскому неврологу.
Типы СДВГ
В зависимости от причин, спровоцировавших развитие синдрома, он проявляется по-разному. В процессе диагностике учитываются индивидуальные особенности ребенка, позволяющие скорректировать лечение оптимальным для него образом.
Выделяют такие типы патологии:
- Синдром дефицита внимания без гиперактивности у детей имеет свои отличительные признаки и требует лечения совершенно другого типа. Как правило, проявляется у девочек младшего школьного возраста. Они легко отвлекаются, «витают в облаках», однако при этом способны быстро усваивать информацию, склонны к спокойному, тихому поведению. Интеллектуальные способности сохранены, но рассеянное внимание приводит к многочисленным «случайным» ошибкам в процессе решения задач, письма.
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается реже других форм, у детей-дошкольников без видимых причин возникают характерные признаки, без лечения к школьному возрасту опасность симптомов становится более выраженной, мешает интеллектуальному развитию, появлению успехов в учебе.
- Гиперактивность без дефицита внимания характеризует чрезмерно подвижных ребят, не способных долго сохранять спокойное положение, подчиняться жестким правилам. Однако внимание у них сохранено полностью, развитие интеллекта идет даже быстрее, чем у сверстников.
Каждый из типов требует, как минимум, коррекции поведения, так как незначительные отклонения от нормы в раннем возрасте, к периоду полового созревания могут перерасти в достаточно серьезные проблемы.
Статистика отмечает, что не менее 50% детей с поставленным диагнозом СДВГ в подростковый период замечены в правонарушениях различной степени тяжести, употреблении алкоголя, курении.
Диагностика и лечение СДВГ у детей
Когда у ребенка просто снижено внимание, не дефицит, совсем необязательно, что ему поставят диагноз СДВГ в неврологии, это зависит от того, какой результат покажут специальные исследования и психологическое тестирование.
Определить, как лечить синдром дефицита внимания у детей, какие прогнозы на будущее при проявившихся симптомах СДВГ можно строить, возможно только после полного обследования.
При подозрении на подобное отклонение обязательно проводят:
- Сбор информации. Педиатр просматривает карту пациента, чтобы установить все возможные причины изменения поведения, опрашивает родителей и родственников об особенностях малыша, специфике их проявления. Для выяснения всех деталей используются составленные психологами специальные анкеты.
- Нейропсихологическое тестирование. Электроэнцефалографический мониторинг (ЭЭГ) покажет соответствие между бета- и тета-ритмом, генерируемым нейронами. Если обнаружится, что бета-ритм ниже предполагаемой нормы, то биоэлектрическая активность мозга ослаблена, что и является причиной изменений в поведении.
- Консультация педиатра позволит выявить факторы здоровья, влияющие на наличие диагноза. Проводится обязательный клинический и развернутый анализ крови, устанавливается уровень гормонов, чтобы выявить и устранить другие болезни, провоцирующие неврологические расстройства.
После установления аспектов состояния пациента, лечащий врач назначает комплексное лечение:
- БОС (метод биологической обратной связи) – физиотерапевтическая методика, стабилизирующая биоэлектрическую активность мозга, метод успешно практикуется в почти пол века;
- ЛФК (лечебная физкультура), комплекс упражнений разрабатывает лечащий врач, а занятия проводит тренер;
- рефлексотерапия;
- лазеротерапия;
- массаж воротниковой зоны курсами несколько раз в год одновременно с другими физиопроцедурами;
- психотерапевтические методики в форме игр и творческих занятий направленные на стабилизацию поведения, выработку необходимых навыков;
- коррекция поведения педагогическими методами, возможно – с привлечением родителей.
В сложных случаях применяется медикаментозное лечение ноотропными препаратами и психостимуляторами.
Однако медицина старается обходиться без таких средств. Тем более, что инструментов у неврологов и без лекарств хватает, дети вырастают сформированными и полноценными личностями.
Список использованной литературы
- Social gradients in the receipt of medication for attention-deficithyperactivity disorder in children and young people in Sheffield. Nunn SPT, Kritsotakis EI, Harpin V, Parker J. BJPsych Open. 2020 Feb 7;6(2):e14. doi: 10.1192/bjo.2019.87.
- Яковлева М.Б. Когнитивное развитие младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. психол. наук. СТб., 2009. 18 с.
- Transcranial Magnetic and Direct Current Stimulation in Children. Hameed MQ, Dhamne SC, Gersner R, Kaye HL, Oberman LM, Pascual-Leone A, Rotenberg A. Curr Neurol Neurosci Rep. 2017 Feb;17(2):11. doi: 10.1007/s11910-017-0719-0.
- Пылаева О.А. Проблемы детской одаренности. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // Рус. журн. дет. неврологии. 2008. Т. 3, вып. 1. С. 37-45.
- Никишина В.Б., Глушкова В.П. Сравнительно-психологический анализ нарушений психического развития: синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и задержанного типа психического развития в младшем школьном возрасте // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2008. Т. 14. № 6. С. 189—192.
- Нейропсихологические и цереброваскулярные нарушения у дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / О.Ю. Кочерова, В.В. Линьков, О.М. Филькина и др. // Вестн. новых мед. технол. 2004. Т. 11. № 1-2. С. 65-66.
- The Effect of Prenatal Cadmium Exposure on Attention-deficit/HyperactivityDisorder in 6-Year-old Children in Korea. Kim W, Jang Y, Lim YH, Kim BN, Shin CH, Lee YA, Kim JI, Hong YC. J Prev Med Public Health. 2020 Jan;53(1):29-36. doi: 10.3961/jpmph.19.175.
Что такое СДВГ?
СДВГ у детей расшифровывается как «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Эту особенность нервной системы ребенка часто списывают на «невоспитанность» и «неусидчивость», но современные смежные дисциплины неврологии и психиатрии отмечают эту особенность нервной системы у детей, которых раньше считали шалунами. На самом деле, ребенку с СДВГ можно и нужно помочь в его обучении и развитии. Не стоит пугаться этой аббревиатуры. Все люди разные и каждый ребенок заслуживает индивидуального подхода. Точной причины возникновения СДВГ у детей пока никто не знает.
В чем проявляется СДВГ у детей?
- «Мой ребенок не может и минуты усидеть на месте»
- «Он вскакивает посреди урока, чтобы побегать по классу»
- «Он играет одной игрушкой только две минуты, потом сразу же бежит к другой и так по кругу».
Такие жалобы часто озвучивают родители детей с СДВГ. Основные проявления синдрома:
- Сложности с удержанием внимания;
- Гиперактивность;
- Неусидчивость;
- Импульсивные действия.
При этом не стоит принимать решение о наличии или отсутствии СДВГ самостоятельно. Делать это должен специалист. Показать ребенка можно неврологу или детскому психиатру, если вас настораживает поведение малыша или обучение школьника.
Помните, что ребенок не виноват в особенностях своей нервной системы, ему требуется поддержка, а не наказание. Не виноват и родитель. «Синдром дефицита внимания» часто ошибочно трактуют, как недостаток внимания со стороны взрослого, но в данном случае речь идет о дефиците внимания и возможности сосредоточиться у самого ребенка.
Гиперактивными также часто считают шустрых и любознательных детей. Отличие естественной активности ребенка от гиперактивности состоит в том, что у активного ребенка есть познавательная или игровая цель. Например: он залез на дерево, чтобы достать яблоко или, потому что играет в пиратов. Гиперактивный ребенок часто бегает, прыгает или залезает куда-то просто, потому что не может остановиться!
СДВГ у детей отмечается и тем, что ребенок плохо переносит режим ожидания, скуку, его требуется постоянно чем-то занимать. Всем маленьким детям будет тяжело провести час в очереди, но родители гиперактивных детей часто жалуются «он просто разносит дом, когда я стираю или готовлю обед». Скука очень тягостна для ребенка с СДВГ, и он пытается заполучить внимание любимого взрослого любыми способами.
Дети с СДВГ часто прекрасно знают правила поведения и не могут их выполнять не из вредности или от плохого характера, а в силу своих особенностей: им тяжело ставить себе ограничения. Особенно, когда им скучно, возвращаясь к предыдущей проблеме.
У детей старшего возраста наблюдаются проблемы с самоорганизацией, планированием собственного времени на уроки и развлечения, низкая мотивация к учебе, слабая сила воли. Дети быстро устают и перегружаются.
Все эти признаки не могут быть поводом для окончательного решения, так как могут наблюдаться и при других особенностях, а также при их отсутствии. Последнее слово всегда за специалистом.
Коррекция СДВГ у детей
При СДВГ у детей не используется слово «лечение», потому что специфического лечения или волшебной таблетки от СДВГ не существует. Эта особенность с человеком навсегда, но ее можно корректировать так, что существующие трудности будут заметны или известны только самому человеку, а он успешно научится с ними справляться.
Лечение назначается только при наличии сопутствующих серьезных проблем. Например, со сном или излишней тревожностью.
Если вы подозреваете у ребенка СДВГ, покажите его специалисту, чтобы подобрать способ коррекции, подходящий именно вашей семье.
Чего делать не стоит:
- Ругать ребенка, потому что у него трудности, а не избалованность и лень.
- Ставить в пример других детей, у которых «все получается».
- Пытаться лечить СДВГ успокоительными, которые не назначал врач.
Что может помочь:
Постарайтесь найти и выделить у ребенка тот талант, который явно хорошо развит. Например, он замечательно рисует или танцует. Отмечайте это и хвалите его. Ребенок должен чувствовать себя в чем-то успешным, чтобы справляться с трудностями в других областях.
Покажите ребенку опыт самоорганизации. Если ему трудно распределить свое время, поможет визуальное расписание на стене. в 14:00 — обед, в 15:00 — отдых, в 16:00 — уроки и т.д.
Озвучивайте правила четко, ребенку тяжело понимать двойные послания. «Нельзя высыпать муку, потому что, если ты сделаешь это сейчас, я не смогу испечь тебе пирог, который обещала. Магазины закрыты, и мы не сможем купить еще муки, а я буду расстроена».
Установите будильник на телефон ребенку, который будет помогать ему ориентироваться во времени и звонит во время того, как надо перейти к следующему пункту расписания.
Помогите ребенку систематизировать решение проблемы: «у тебя двойка по математике. Какая тема дается тебе особенно тяжело? Мы позанимаемся сегодня и завтра дополнительно, потом ты перепишешь контрольную».
Ребенку важно чувствовать, что вы на его стороне. Не вместе со всеми против него (дети с СДВГ часто сталкиваются с непониманием и даже травлей), а на его стороне, понимаете его трудности и поможете с ними справиться.
Если Ваш ребенок постоянно в движении, не может 5 минут посидеть спокойно, вечно что-то бросает, хватает, не реагирует на замечания взрослых, часто не доводит начатое дело до конца, Вы услышите совет обратиться к детскому неврологу. Что делать, если врач поставил Вашему ребенку диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности?
Прежде всего, стоит сказать себе, что Вы не одиноки, столкнувшись с этой проблемой. По данным статистики в мире около 21% детей с СДВГ. В России их около 35%. В США говорят о 30% школьников. У мальчиков это заболевание встречается в 8 раз чаще, чем у девочек. Причины СДВГ не до конца изучены. При СДВГ в мозге вырабатывается недостаточно допамина – вещества, которое управляет процессами торможения, и избыток норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение. Дисбаланс в системах возбуждения и торможения, приводит к тому, что центральная нервная система ослаблена. Она не может обеспечить концентрацию внимания на тот же временной период, который является возрастной нормой для здорового ребенка. Импульсивность и повышенная возбудимость также являются следствием слабости нервной системы.
Нейропсихологическая диагностика (определение уровня развития памяти, внимания, речи, мышления, зрительного и слухового восприятия, предметных движений) поможет составить программу коррекции. Помните, что лечение, начатое в 5-6 .лет эффективнее, чем в 10-11. Для детей младше 4 лет невролог может выявить риски развития заболевания, а дефектолог – научить родителей правильно играть с малышом.
Немаловажно правильное питание, обеспечивающее организм ребенка необходимыми аминокислотами. Нейротрансмиттеры (вещества, обеспечивающие передачу нервных импульсов от одной клетки к другой) должны получать полноценное питание. Именно передача нервных импульсов при СДВГ создает большие проблемы.
В обменных процессах участвуют магний и таурин. Часто их дефицит способствует развитию СДВГ. Необходимо проконсультироваться с врачом о целесообразности приема препаратов магния.
Для детей с СДВГ очень важно соблюдение режима дня. Слабая нервная система нуждается в безопасности, регулярном полноценном отдыхе. Значение сна для гиперактивного ребенка трудно переоценить.
Спокойная доброжелательная атмосфера в доме тоже необходимое условие для преодоления СДВГ. Мультики во время еды, постоянно работающий телевизор или компьютер не дают сосредоточиться на конкретном деле, закрепляют привычку к рассеянному вниманию. Противоречивые указания взрослых, их непоследовательность в воспитании усугубляют проблемы.
Итак, если о диагнозе СДВГ Вы узнали, когда ребенку менее 4 –х лет, Ваши главные помощники врач-невролог и учитель-дефектолог.
Для детей от 4-х лет разработаны методы нейропсихологической коррекции. Часто занятия проходят индивидуально, — не все дети с СДВГ поддаются психо-коррекционному воздействию даже в малой группе. Излишняя импульсивность и возбудимость затрудняют обучение. Это вовсе не означает, что дети с СДВГ обладают низкими интеллектуальными возможностями. Часто случается обратное. Однако стоит иметь в виду: если общими усилиями не удастся компенсировать проявления СДВГ в старшем дошкольном возрасте, родители ребенка и он сам могут столкнуться с большими проблемами в начальной школе.