Систематическое утомление и переутомление детей желательно устранять

Систематическое утомление и переутомление детей желательно устранять

Информационные перегрузки и утомление у детей дошкольников

Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.

Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему? Когда я пишу эти строки, моя 7-летняя дочь сидит рядом за компьютером и тоже ловко нажимает на клавиши. У нее уже есть свой, пусть и игрушечный, обучающий компьютер, на котором можно решать логические, математические задачи, тренировать память, скорость реакции и многое другое. Это замечательно — ребенку легче осваивать школьную программу, благодаря интенсивному умственному развитию он способен к восприятию более сложной информации об окружающем мире. Но в то же время я очень хорошо вижу и понимаю, что интерес к компьютеру и телевизору может настолько поглотить ребенка, что он не будет ничего замечать вокруг. Эта опасность не в научных книгах — она у меня перед глазами.

Когда ребенку 6—7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13—14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.

Сегодня, например, воскресенье, выпал мягкий мокрый снег, и самое время пойти лепить снежную бабу. Забыв про Интернет и телевизор, мы с дочерью вначале взяли лопаты и расчистили дорожки, а потом на поляне слепили замечательную снежную красавицу, волосы которой были из веток и мха. Настроение после этого было прекрасное. Раскрасневшиеся и довольные, мы пришли домой, и дочь с энтузиазмом начала писать маленькую книжку «про скульптуру», сопровождая ее оригинальными рисунками. Эта маленькая, с увлечением сделанная книжка хранится у меня теперь в письменном столе.

Формировать у детей интерес к чему-либо при отсутствии оного у себя самого — бессмысленная затея. «Давай танцевать под музыку!» — говорю ребенку в очередные выходные. «Ура! Давай!» — отвечает радостно ребенок. Сколько возможностей, когда ребенку 6—8 лет!

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.

Сыну моих знакомых было чуть больше 4 лет, когда детство у него закончилось. Всю неделю он был обязан посещать кружки: акробатический, по рисованию, по развитию речи, танцевальный и т. д. Конечно, после первой же насыщенной полезными занятиями недели с ним приключилась настоящая истерика, он отказался куда-либо идти и что-либо делать. Он громко

кричал, разбрасывал вещи и совершенно не слышал взрослых. Мама тщетно старалась объяснить ему, что «за все заплачено», и потому он должен ходить. Для ребенка такая нагрузка непосильна! Резервы психики дошкольника еще очень малы, и поэтому вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения: капризы, раздражительность, повышенную возбудимость и т. д.

Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте

В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Читайте также:  Не могу вдохнуть до конца что делать

Продолжительность сна у детей

Антонина Коструб
Предупреждение утомления у детей раннего возраста.

При правильном воспитании у детей раннего возраста преобладает бодрое, активное состояние. В этом состоянии они легко поддаются воздействиям взрослых.Они очень эмоциональны: часто улыбаются, смеются, очень подвижны, деятельны, ласковы. Такое поведение свидетельствует об оптимальном состоянии возбудимости нервной системы. Однако анализ поведения детей первых 3 лет обнаруживает крайнюю неустойчивость состояния возбудимости их нервной системы. Иногда от незначительной причины (например, небольшого изменения питания)ребенок приходит в состояние повышенного возбуждения: он начинает громко кричать, упрямо требует того, что дать ему нельзя. Его бодрое состояние так же легко может смениться вялым. Повышение и понижение возбудимости наблюдаются у детей раннего возраста сравнительно часто. Анализ каждого изменения возбудимости показывает, что подобные нарушения возникают главным образом в результате ошибок воспитания.

Все нарушения возбудимости у здоровых детей являются временными. Правильным воспитательным приемом легко нормализовать поведение детей. Частое повышение или понижение возбудимости нервной системы вредно для здоровья и развития детей. При воспитании надо знать причины нарушения возбудимости нервной системы детей и уметь правильными приемами как можно скорее выводить ребенка из этих состояний.

Прежде всего, уравновешенное поведение детей может изменяться вследствие болезни. Даже незначительное заболевание влечет за собой те или иные изменения в состоянии нервной системы. Предохранение детей от заболеваний является в то же время и мерой предупреждения нарушений возбудимости их нервной системы.

Часто причиной временных изменений бодрого уравновешенного состояния у маленьких детей являются недостаточно полное удовлетворение их органических потребностей и неприятные физические раздражения. Небольшое опоздание с кормлением или укладыванием, ощущение холода, неудобная одежда-все это может вызвать раздражительность, и даже плач ребенка. Поэтому при воспитании детей первых 3 лет жизнь необходим тщательный уход с выполнением всех гигиенических правил.

Существенной причиной возбужденного или вялого состояния может быть отсутствие условий для активной деятельности, что не только задерживает нервно-психическое развитие, но и вызывает резко отрицательные реакции ребенка. Для поддержания бодрого уравновешенного поведения ребенка необходимо правильно организовать различные формы его деятельности.

Причиной нарушений возбудимости может быть и неправильный подход взрослых: отсутствие единства в подходах, резкие окрики, неровное неровное обращение. Ребенок приходит в возбужденное состояние, если его обманывают. Для поддержания уравновешенного поведения детей необходимо частое, активное эмоциональное общение, участие в их деятельности взрослых.

Причиной нарушений бодрого и активного поведения ребенка может быть также утомление. Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате предшествующей активности. Если при утомлении не обеспечить своевременного отдыха и не прекратить бодрствования или продолжать занятие после того, как появились первые признаки утомления, то оно может перейти в патологическое состояние переутомления, которое очень опасно для неокрепшей формирующейся нервной системы маленького ребенка. Поэтому необходимо внимательно следить за его состоянием и при первых признаках утомления обеспечивать отдых. Каковы же внешние признаки утомления? При утомлении ребенка нарушается координация движений. Действия уставшего ребенка становятся более примитивными. Иногда в поведении ребенка можно заметить возврат к давно угасшей привычке. Признаками утомления на занятиях могут быть также частые и длительные отвлечения детей, шалости, неадекватные реакции, появление каких-либо автоматических движений.

При наступлении переутомления происходят более глубокие изменения. Прежде всего, признаками переутомления являются изменения аппетита, сна, повышение раздражительности, необоснованный на первый взгляд плач. Возникающие в конце бодрствования более частые конфликты между детьми в группе также свидетельствуют о переутомлении. Что же может привести к утомлению и как предохранить нервную систему от утомления? Утомление может быть вызвано: систематическим удлинением бодрствования выше предела работоспособности; хроническим недосыпанием или неполноценным, неглубоким сном; неправильной организацией деятельности; предъявлением ребенку требований, непосильных для его нервной системы. Основным условием, предохраняющим нервную систему ребенка от переутомления, является правильный ритм работы и отдыха, т. е. правильный режим, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям.

Наряду с установлением правильной длительности бодрствования очень большое значение имеет также достаточный по времени, полноценный, глубокий сон. Укорочение возрастной нормы сна, особенно повторяющееся систематически, ведет к очень вредному для нервной системы хроническому недосыпанию. В течение укороченного дневного или ночного сна не обеспечивается полное восстановление работоспособности. Переутомление наступает, когда ребенок спит в неблагоприятных условиях, например с соской, которая ночью неоднократно выпадает и вызывает пробуждение, или при ярком свете, громких звуках радио, в комнате, где в это время играю другие дети группы. Хроническое недосыпание детей, посещающих детское учреждение, может иметь место также в том случае, если не учитывается фактическая длительность ночного сна детей дома. Как хроническое недосыпание, так и систематическое удлинение бодрствования неизбежно ведет к переутомлению и тем самым к частым и резким нарушениям возбудимости и изменениям их уравновешенного поведения.

Читайте также:  Коричневый ноготь на большом пальце ноги

Причиной утомления является также неправильная организация деятельности. Большое значение имеют физические факторы окружающей среды — освещение, чистота воздуха, температура. Плохое освещение, плохо проветриваемое помещение, чрезвычайно высокая температура в детских комнатах ведут к быстрому у томлению детей. Надо помнить, что резкие хаотические звуки очень быстро приводят к утомлению. Не следует также допускать чрезвычайной яркости и пестроты в окружающей обстановки. Активное бодрое состояние на протяжении всего отрезка бодрствования может быть лишь при условии смены разных видов деятельности детей, т. е. смены работы разных сенсорных очагов коры головного мозга. Даже на протяжении одного занятия следует по возможности привлекать к участию деятельность разных анализаторов, т. е. строить занятие так, чтобы ребенок мог и посмотреть, и послушать, и произвести какое-либо действие. И чем меньше ребенок, тем большее значение имеет это правило. Для предохранения от переутомления нужна правильная смена деятельности, которую должны обеспечить взрослые. Переключение на другую деятельность является отдыхом для ребенка. Подвижная игра должна сменяться спокойной игрой за столом. Самостоятельная деятельность ребенка должна смениться занятием, организованным воспитательницей, игра в комнате — игрой на площадке. Надо следить, чтобы длительность занятия не превышало выносливости нервной системы детей, и при первых признаках утомления прекращать занятия. К более быстрому утомлению и возбуждению приводят шумные игры родителей с детьми или рассказывание подряд нескольких сказок вечером дома. Недопустимо также изобилие часто сменяющихся и сильных впечатлений. Родители часто злоупотребляют желанием порадовать ребенка различными подарками. Частая смена новых игрушек, книжек вредна детям. Утомление может возникнуть в результате частых запрещений или вынужденных длительных бездеятельных состояний.

В раннем детстве все функции организма, в том числе функции центральной нервной системы, только начинают развиваться. Вследствие этого нервная система и психика легко ранимы. Поэтому поддержание состояния оптимальной возбудимости, бодрого уравновешенного поведения детей, предупреждение их утомления являются очень серьезной задачей родителей и всех работников детского учреждения.

Макет ПДД для детей раннего возраста Хочется обратить внимание на то, что ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях погибает много людей, дошкольники составляют четвертую.

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ Тема проекта: Адаптация детей раннего возраста в ДОУ С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый.

Игра-занятие для детей «Грибочки для ёжика» для детей раннего возраста Игра-занятие для детей «Грибочки для ёжика» Материал. Игрушка-ёжик, листочки-полянки красного, синего цвета и жёлтого цвета на каждого.

Консультация для родителей групп раннего возраста «Общение детей младшего дошкольного возраста со сверстниками» МБДОУ «ЦРР детский сад №63» Консультация для родителей групп раннего возраста Общение детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Предупреждение заикания у детей» Вряд ли кто из взрослых не знает, что такое заикание, так как это нарушение всегда обращает на себя внимание. Кроме этого, в настоящее время.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» для детей первой младшей группы Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие.

Развитие детей раннего возраста ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Воспитатель ГБДОУ №38 С. М. Мирзоева «Руки учат голову, а поумневшая.

Читайте также:  Онкоцентр на тульской

Родительское собрание «Предупреждение речевой патологии у детей раннего возраста» Предупреждение речевой патологии у детей раннего возраста. Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным.

Родительское собрание в первой младшей группе «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей» Родительское собрание в первой младшей группе на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения.

О начале утомления школьника говорят следующие признаки:

  • снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время исполнения рабочих операций);
  • ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
  • ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);
  • появление чувства усталости.

Утомление, само по себе, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. В этой связи необходимо остановиться на вопросах профилактики утомления.

У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Учитывая физиологическую сущность утомления, гигиенисты ищут пути, отдаляющие его наступление и предупреждающие развитие утомления.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована. Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться:

  • на обеспечении оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания;
  • умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;
  • деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.

Но если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является патологическим процессом.

Переутомление — это состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражи-тельность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы.

Выраженными признаками переутомления является:

  • резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
  • нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);
  • стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония).

Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.

Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

  • свободное время, возможность обеспечить двигательную активность школьника по собственному выбору;
  • режим питания — интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4 часов при 4-5 разовой кратности питания;
  • продолжительность и кратность сна — для детей 6-7 лет на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет — 11-10 ч, в 11-14 лет — 10-9 ч, в 15-17 лет — 9-8 ч.
  • время пребывания на свежем воздухе в течение дня — общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2-2,5 ч;
  • продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома.

Быть здоровым современным ребенком – тяжелый труд, быть родителями — задача для сильных духом и неравнодушных мам и пап. Легкого вам жизненного пути мудрых педагогов на нем.

Ссылка на основную публикацию
Сироп шиповника с рябиной инструкция
Наряду с лекарственными препаратами, великолепное целебное действие на организм оказывают натуральные средства. Одним из них является сироп шиповника, который является...
Сирдалуд при болях в пояснице
Внезапная боль в пояснице или шее негативно отражается на самочувствии человека. Это относится не только к людям старшего поколения. Неприятные...
Сироп аскорил как принимать до еды или после еды
Передозировка Фарингосепт со вкусом лимона, Ангинован, Декатилен, Фарингтон, Септолете со вкусом лимона, Септолете со вкусом черешни, Септолете со вкусом яблока,...
Сиропы от коликов для новорожденных
Колики возникают практически у всех новорожденных. И это настоящая проблема. Малыш страдает, бессонные ночи негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии родителей...
Adblock detector